Наказ депутатам: Рустам Минниханов о событиях в Нурлате, ЖКХ, коррупции

Больше часа сегодня зачитывал наказ депутатам госсовета и правительству президент республики Рустам Минниханов. В своём послании глава республики заострил внимание на многих проблемах, которые «АиФ Казань» регулярно освещает на своих страницах. Если в предыдущих своих посланиях Рустам Минниханов обозначал наиболее значимые векторы, то в этом году подробно остановился на анализе существующих проблем с медицине, образовании, развитии предпринимательства, коррупции. По традиции мы подготовили наиболее интересные выдержки из послания президента.

   
   

О «глобально узнаваемом» Татарстане

2013 год войдет в историю нашей республики и страны как год проведения XXVII Всемирной летней Универсиады. Благодаря ей республика получила развитую спортивную инфраструктуру. Неузнаваемо преобразилась наша столица. Мы задали очень высокую планку и не можем опускаться ниже ее. Крайне важно подтянуть до этого уровня все сферы жизнедеятельности республики. Под стать нашим достижениям должны быть и задачи на будущее. А именно – сделать Татарстан глобально узнаваемым в сфере экономики, инфраструктуры, здравоохранения, образования, культуры и туризма. Все эти направления необходимо отразить в Стратегии развития Республики Татарстан на период до 2030 года.

О Нурлате и мигрантах

В последнее время проявились серьезные недоработки в сфере этноконфессиональных отношений и миграционной политики. События в Нурлате и ряде других районов республики свидетельствуют об упущениях в работе органов власти, правоохранительной системы и надзорных органов. Имеют место факты сращивания интересов власти и этнических сообществ, порой прослеживается коррупционный след. Обращения населения по проблемным вопросам взаимоотношений с мигрантами, как правило, остаются без внимания. Отсюда возникает стремление самим разобраться в конфликтах, которые зачастую приобретают национальный оттенок. Этого допускать нельзя! Следует гибко регулировать миграционные потоки. Внимания требуют меры по социальной адаптации мигрантов и недопущению формирования замкнутых общин и анклавов, в том числе в связи с привлечением иностранной рабочей силы на производственные и торговые объекты. Необходимо поставить надежный заслон проникновению в республику нелегальных мигрантов и тех, кто не хочет считаться с нашими традициями. Следует продолжить работу по противодействию экстремистским организациям и влиянию радикальных идеологических взглядов.

Об экономике

В этом году мы открыли представительство в Дубае, на очереди – Китай. С открытием Генерального консульства Казахстана, в Казани стало действовать 5 иностранных дипломатических представительств. Необходимо и в дальнейшем укреплять торгово-экономическое сотрудничество с российскими регионами и нашими традиционными иностранными партнерами. Многие уже заключенные договоры о торгово-экономическом сотрудничестве так и остались на бумаге. От них нет реальной отдачи. Следует продолжить работу по повышению эффективности наших представительств. Основными индикаторами оценки их работы должны стать привлеченные инвестиции и рост экспорта татарстанской продукции.

В 2012 году объем валового регионального продукта республики превысил 1,4 трлн рублей (для сравнения в 2010 г. - 1 трлн руб. – Прим.авт.). Рост промышленного производства составил 7%. В экономику и социальную сферу было инвестировано более 460 млрд рублей. Однако в 2013 году в основных секторах экономики замедлились темпы роста. Индекс промышленного производства за 8 месяцев составил 101,4%. Аномальная засуха негативным образом повлияла на сельское хозяйство.

В этих условиях необходимо четко следовать выбранному курсу по формированию и развитию конкурентоспособных производств, использующих передовые технологии. Татарстан должен стать лучшей территорией для осуществления инновационного бизнеса и основания предприятий.

Примеры у нас уже есть. Это технополис «Химград», КИП «Мастер», и, безусловно, Особая экономическая зона «Алабуга», которая уже насчитывает 39 резидентов с общим заявленным объемом инвестиций более 100 млрд рублей.

Большие надежды мы возлагаем на создание IT-города «Иннополис». Этот проект объединит молодых высококвалифицированных специалистов со всей России, усилив тем самым инновационный потенциал не только нашей республики, но и страны. «Иннополис» и «СМАРТ Сити» станут составными частями проекта «Большая Казань», суть которого заключается в применении новых подходов к управлению и размещению производительных сил.

Устойчивость экономического роста во многом зависит от уровня развития малого и среднего предпринимательства в реальном секторе. В нашей республике его доля не превышает 25%. В развитых странах этот показатель равен 40-50%, причем значительная часть предприятий работает в инновационной сфере. Заниматься бизнесом в реальном секторе, особенно в высокотехнологичной области, должно быть экономически выгодно. Для этого нужно пересмотреть существующие меры поддержки.

О сельском хозяйстве

Агропромышленный комплекс в последние годы работает в неблагоприятных погодных условиях. В текущем году урожай собран на 40% меньше запланированных объемов. Ему нужны современные мелиорационные системы. Поручаю Министерству сельского хозяйства уже в текущем году подготовить стратегию развития отрасли в условиях дефицита влаги. Однако причина невыполнения планов - не только плохая погода. За последние 5 лет средняя рентабельность наших крупных сельхозформирований не превышала 3%. В то время как у некоторых наших соседей этот показатель даже в засушливый 2010 год не опускался ниже 5%. Одна из основных причин – это неэффективное управление и непросчитанные бизнес-планы. Мы и дальше будем оказывать поддержку нашим агрохолдингам, но уже целевого характера. Помощь нужно предоставлять лишь при наличии конкретного проекта с обоснованной финансовой моделью. Необходимо продолжить поддержку личных подсобных хозяйств. Это малозатратное, но высокоэффективное производство.

Основной проблемой здесь является неуверенность и даже боязнь сельчан начать свое дело. Для этой категории граждан у нас разработана программа повышения финансовой грамотности населения. Со следующего года в республике начнется реализация программы по субсидированию 40% затрат на приобретение сельхозтехники и оборудования. Это позволит нашим сельхозпроизводителям за три года обновить технику на сумму 15 млрд рублей.

Об инфраструктуре

Особую важность эта проблема приобретает в связи с выделением земель многодетным семьям. Сегодня выделено 22 тысячи таких участков. Однако зачастую они не обеспечены соответствующей инфраструктурой. При решении этих вопросов необходимо активнее включаться в федеральные программы.

Реализация таких крупных проектов как «Иннополис» и «СМАРТ-Сити» приведет к притоку в республику большого числа трудовых ресурсов. Мы должны быть к этому готовы.

Необходимо создать условия для формирования доступного рынка жилья, развития деловой, производственной и социальной инфраструктуры.

За последние годы большой шаг в своем развитии сделала Казань. На достойный уровень инфраструктурной обеспеченности необходимо выйти и в других муниципалитетах.

Речь, прежде всего, идет о благоустройстве населенных пунктов, соединении их дорогами с твердым покрытием, ремонте внутриквартальных дорог в наших городах, а также об обеспечении сел автодорогами общего пользования.

Необходимо активно привлекать к этой работе население и общественные объединения и использовать грантовые механизмы поддержки местных инициатив. Поручаю Правительству подготовить соответствующий План мероприятий, предусмотрев различные источники финансирования, в том числе – на условиях государственно-частного партнерства.

О ЖКХ

В сфере ЖКХ у нас накопилось много острых проблем. Это изношенность коммунальных сетей, технологическое отставание, неэффективная система управления, а также неудовлетворительное состояние дворов многоквартирных домов. Модернизация коммунальной инфраструктуры невозможна без внедрения в сферу ЖКХ современных технологий, позволяющих снизить расходы граждан и предприятий на коммунальные услуги. До конца года прошу разработать специальную программу развития коммунальной инфраструктуры.

Ресурсоснабжающие организации не имеют права перекладывать на конечных потребителей дополнительные издержки, вызванные неэффективностью своей работы. Государственный комитет по тарифам и муниципальные образования должны строго следить за этим.

Отдельно остановлюсь на неудовлетворительной работе управляющих организаций, которые зачастую безответственно относятся к интересам жильцов. На сегодняшний день на капитальный ремонт собрана лишь треть от запланированной суммы; нередки случаи нецелевого использования средств, собранных с населения; растут долги перед ресурсоснабжающими организациями; отсутствуют стандарты учетной политики.

С целью недопущения подобных проблем необходимо создать Единый республиканский расчетный центр, деятельность которого будет построена исключительно на электронных технологиях. Во всех муниципалитетах следует ввести систему, обеспечивающую прозрачность сбора платежей, их целевое использование и автоматическое распределение по поставщикам услуг в течение одного дня.

Следует также создать механизм аккредитации руководителей управляющих организаций и предприятий ЖКХ, обеспечив их предварительное обучение. Необходимо применять практику дисквалификации руководителей в случае их некачественной работы в этой сфере. Было бы правильно ввести систему добровольной сертификации качества жилищно-коммунальных услуг.

   
   

О дошкольном и школьном образовании

В текущем году будет создано более 5 тысяч новых дошкольных мест. При поддержке федерального центра за три года планируется обеспечить новыми местами в детских садах почти 30 тысяч малышей.В будущем году будут модернизированы 164 школы. Мы планируем развивать сеть инновационных учреждений для одаренных детей.

Хочу обратить внимание на большую разницу в качестве образования в наших муниципалитетах. При относительно равных условиях, одни районы республики устойчиво лидируют в рейтинге качества образования, другие - не выходят из зоны отстающих. Главам администраций пора серьезно задуматься над складывающейся ситуацией и принять совместно с Министерством образования и науки необходимые меры.

О коррупции

Много нерешенных проблем остается в сфере борьбы с коррупцией.

Высокие коррупционные риски сохраняются при распоряжении государственной и муниципальной собственностью. Объекты недвижимости умышленно не проходят процедуру госрегистрации, либо на годы сдаются в бесплатную аренду. Органами местного самоуправления не принимаются должные меры к сохранности земель сельхозназначения, а отдельные должностные лица даже способствуют захвату таких земель, например, под коттеджное строительство. Необходимо кардинальным образом поменять ситуацию, когда при освоении бюджетных средств участвуют посредники или обналичивающие структуры, аффилированные с должностными лицами. Эту работу надо начинать со стадии проектирования, исключив участие целых цепочек подконтрольных организаций. В первую очередь это касается дорожного и жилищного строительства. Недопустимо, когда стоимость объекта значительно увеличивается по сравнению с первоначальной. Необходимо разработать типовые функциональные проекты и установить по ним нормативы. Стоимость объектов должна быть соизмерима с нашими возможностями. Татарстан – это территория больших амбиций и далеко идущих планов. Наша задача – сохранив имеющиеся достижения, продолжить устойчивое развитие в будущем.

Президент, как это уже принято, поставил перед нами задачи более высокого уровня, чем мы можем, но мы для того и работаем, чтобы напрягаться, созидать в интересах жителей Казани и республики. Универсиада это уже история. Теперь есть новые ориентиры работы на следующий год, - прокомментировал послание мэр Казани Ильсур Метшин.

Полную версию послания читайте здесь