Столетие советского астронома Шауката Хабибуллина в этом году отмечают в Казанском федеральном университете. О его вкладе в науку знают все студенты-астрономы, которые занимались по популярному учебнику «Курс звёздной астрономии». О самых важных открытиях выдающегося астронома «АиФ-Казань» рассказал профессор кафедры астрономии и космической геодезии КФУ Наиль Сахибуллин.
Герой-ученый
На отделение астрономии в Казанский университет Шаукат Хабибуллин поступил, уже получив хороший багаж знаний в области химии и геологии. Он родился в бедной ташкентской семье, но после 7 класса сам уехал в Ленинград, где выучился на лаборанта-химика. Ходил в геологоразведочные экспедиции, окончил рабфак. В Казани наука увлекла его настолько, что уже в студенческие годы он открыл семь переменных звёзд, написал три научные статьи и получил приглашение обучаться в аспирантуре.
Это произошло ровно за день до начала Великой Отечественной войны. Через пять дней молодого аспиранта отправили на фронт, и он прошёл всю войну. Благодаря своим знаниям он умело «читал» карты аэрофотосъёмок. При подготовке к Берлинской операции руководил разведкой артиллерии. Во время наступательных боёв находился на наблюдательном пункте и первым сообщал о всех действиях противника. Войну он завершил в звании майора. Получил орден Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны первой и второй степеней и другие ордена и медали.
Вернувшись в Казань, он с головой ушёл в науку. Вскоре он защитил кандидатскую диссертацию. Успевал и работать в загородной обсерватории, и давать студентам по пять-шесть лекций в день. Случалось, что от нагрузки он падал в обморок. Но его труды не прошли зря.
Открытие первое
«Долгое время мы не знали, как устроена наша галактика. Ведь, чтобы понять, как она выглядит, нужно посмотреть на неё извне, - рассказывает Наиль Сахибуллин, ученик Шауката Хабибуллина. - Это то же самое, что сидеть внутри здания и пытаться понять, как оно выглядит с улицы. Гораздо проще было понять, как выглядит Галактика Андромеды, потому что на неё мы могли посмотреть извне и увидеть, что она состоит из ядра, спирали и так далее».
Когда Шаукат Хабибуллин вернулся с войны, он по известным на тот момент координатам звёзд попытался построить модель нашей галактики, хотя бы в области Солнца. В своей кандидатской диссертации в 1949 году он одним из первых привёл убедительные доказательства того, что наша галактика имеет спиральную структуру. Это удалось определить по особому сгущению звёзд в различных плоскостях.
Открытие второе
В Галактике есть много тёмных туманностей или туманностей из пыли, которые не поглощают свет. В 1950-е годы вместе со своей студенткой Шаукат Хабибуллин предложил метод определения размеров этих туманностей и расстояния до них.
«Если мы знаем, что где-то есть туманность, то можно подсчитать число звёзд в направлении к ней, - объясняет суть открытия Наиль Абдуллович. – Если туманность есть, то и звёзд мы насчитаем меньше, потому что звёзды, расположенные за туманностью тусклые. «Облако пыли» поглощает их блеск тем сильнее, чем оно больше. Таким образом Шаукат Таипович определил размер туманности. Что касается расстояния, то профессор знал, что если бы туманности не было, то число звёзд менялось бы по линейному закону, а если она есть – то число звёзд отклонится от «линии». В месте, где происходит преломление «линии» и начинается туманность».
Открытие третье
Кто знает, сколько бы ещё открытий мог сделать казанский учёный в области звёздной астрономии и астрофизики, если в начале 50-х в Казанском университете его бы настоятельно не попросили переключиться на изучение Луны. Шаукат Таипович поменял тему исследования, чтобы не загубить многолетние труды покойного исследователя Луны Игоря Бельковича и других казанских астрономов. Через несколько лет профессор Хабибуллин уже защитил докторскую диссертацию.
«Сначала он показал, как Луна во время вращения вокруг Земли постоянно покачивается – по-научному этот процесс называют либрацией, - уточняет Наиль Сахибуллин. - При наблюдениях этого не видно. Да и с точки зрения обывателя, открытие это не впечатляющее. Но зато оно имеет большое значение для изучения внутреннего строения Луны, позволяет понять, из чего состоит её ядро и какого оно размера. Шаукат Хабибуллин разработал новую теорию вращения Луны по своей орбите. Этот метод он позже начал применять к другим объектам Солнечной системы, например, Меркурию и Венере. Правда, завершить эти исследования не успел».
Открытие четвёртое
В 1957 году Шаукат Хабибуллин опубликовал небольшую статью на тему определения координат на поверхности Луны. Это была первая подобная работа, и она имела серьёзное значение. Ведь если человек оказывается на Луне, он должен знать своё местоположение.
В те годы Луну ещё не исследовали активно. Но Шаукат Таипович предвидел, что эти исследования не за горами. На Земле опытный астроном может примерно определить свои координаты по расположению звёзд. Точно так же по звёздам можно определять и координаты на Луне. У казанского профессора было хорошее абстрактное мышление. Так что он мысленно посадил себя на Луну и представил, как можно по небесному своду определять свои координаты.
«Он написал формулы, которые затем использовали и американские, и наши астронавты, - продолжает Наиль Абдуллович. - Думаю, без этого открытия исследовать Луну так хорошо, как она изучена сейчас, было бы невозможно. Представьте, что вы запускаете космический аппарат на Луну и хотите, чтобы он приземлился на три ноги. Для этого нужно чётко знать рельеф местности, куда он садится. Ведь он может сесть на склон кратера и завалиться, может провалиться в яму. Тогда на Земле перестанут получать сигнал такого аппарата. Вот почему так важно уметь определять местоположение на Луне».
Открытие пятое
Но и на этом Шаукат Хабибуллин не остановился. Уже в 60-х годах он прекрасно понимал, что рано или поздно, главной в астрономии станет астрофизика – наука, изучающая особенности строения небесных тел. В те годы астрофизику в Казанском университете преподавали мало. Но профессор понимал, что если эту область не развивать, то классическая астрономия в виде определения орбит, координат и так далее, в Казанском университете рано или поздно умрёт.
«Дело в том, что координаты можно точно определить раз и навсегда, и что дальше? – рассуждает Наиль Сахибуллин. - А дальше интересно будет узнать, из чего состоят те или иные небесные объекты. Тем более, что с каждым годом, их открывают всё больше. Хабибуллин основал казанскую школу астрофизики. Он набрал студентов и молодых учёных, которые интересовались этой областью астрономии, и дал им площадку для исследований».
Он также настоял, чтобы у университета появилась своя наблюдательная база. Ведь для практики учёным нужны собственные наблюдения.
Шаукат Хабибуллин предвидел это ещё в начале 1970-х годов. Благодаря его стараниям у Казанского университета появилась своя наблюдательная станция с телескопом на Северном Кавказе. Со временем она превратилась в учебную, где практикуются студенты. Что касается научной работы, то в 1979 г. Шаукат Хабибуллин и директор обсерватории им. Энгельгардта Анатолий Нефедьев предложили создать полутораметровый телескоп, который уже после смерти астронома поставили в горах Турции. Эта наблюдательная база до сих пор обеспечивает казанских учёных собственными наблюдениями.