Первое паровое судно в России появилось в 1815 году в Петербурге. В пору 1912 года на Волге было уже 2303 паровых судна. Казанский паром был построен в Швеции в 1895 году по заказу казанского купца Ковалева.
В то время было трудно переправляться на другой берег реки на примитивных лодках-дощанках. И дело не только в том, что многие казанцы имели за Волгой сады и поместья, увеличивался поток транзитных людей, следовавших из центральной части на восток, на Урал, Сибирь и обратно. Однако прямого судоходного сообщения не было. Не было еще и железнодорожного моста через Волгу. Он был открыт лишь в 1913 году.
Маршрут парома
Чтобы достичь правого берега Волги, парому требовалось полчаса. Стоимость билета с человека – 10 копеек, с головы скота – до 50 копеек. Такие цены были доступны человеку среднего класса. Весной и осенью первые рейсы отменялись.
В Казани паром приставал у дальних, «Балкадинских», пристаней, у водозабора. Затем был остров «Маркиз» - место отдыха казанцев. Он был покрыт густой растительностью. Для отдыхающих до войны здесь играли музыканты, кругом были навесы от солнца, продавали квас и воду. Во время заполнения Куйбышевского водохранилища, вода затопила берега и «Маркиз» исчез. Далее путь пролегал до Верхнего Услона и Печищ.
Агитпоходы
После революции пароходное сообщение между Казанью, В. Услоном, Печищами и другими правобережными населенными пунктами на некоторое время прервалось.
Паром участвовал в Гражданской войне, его активно использовали красные части, именно красногвардейцы и присвоили ему имя «Волгарь». Он ходил агитпоходами по Волге и Каме. Лариса Рейснер, известная «Красная амазонка», комиссар волжской флотилии (1918 г.) плавала по Волге и Каме, возможно, и на «Волгаре». Кстати, на Волге работали два одинаковых парома. Второй трудился в водах у стен Сталинграда. Там на Волге, в годы Великой Отечественной войны он и затонул.
Судно прослужило более полувека (до 1956 г.) до заполнения Куйбышевского водохранилища, после чего плавание по вновь образованному «морю» на «Волгаре» стало небезопасным. Да и сам паром «Волгарь» устарел физически и морально.
В 1956 году, погрузившись на дно, похоронили там прежнюю жизнь, старые волжские пароходы «Спартак», «Ф. Фигнер», «Парижская Коммуна», «В. Засулич». Сколько их пошло на металлолом - всех не перечислить.
Смотрите также:
- Волга в истории Казани: как река повлияла на развитие Татарстана →
- «Аннушки» и «Аны» в небе Татарстана: история легендарных крыльев →
- Волга на мели. Из-за намыва песка воды все меньше →