«Не хотим умереть на работе». Учителя рассказали правду о зарплатах в школе

Работа учителем в школе — непростая профессия. Проблемы с поведением учеников и их родителями, ограниченность полномочий, бюрократия и маленькая зарплата — основные причины учительского кризиса в России последних лет. Из года в год власти заявляют об устранении ранее озвученных преград и повышении заработных плат. На днях выяснилось, что Татарстан является третьим регионом в России по уровню средней предлагаемой зарплаты для молодых учителей. Педагогам со стажем до трех лет здесь предлагают от 46 до 100 тысяч рублей в месяц, специалисты узкой направленности и вовсе могут рассчитывать на баснословные 200 тысяч в месяц. Зарплаты на бумагах растут, но школам критически не хватает учителей. Почему так происходит и кто не договаривает — читайте в материале «АиФ-Казань».

   
   

Старожилы уходят

Статистические данные о зарплатах учителей, впрочем, лукавят уже с первых строк. В исследовании не были учтены данные по Москве и Ленинградской области. В лидерах по учительским окладам находится Ханты-Мансийский автономный округ, где молодым педагогам предлагают от 60 до 120 тысяч рублей при полной занятости. Следом идет Свердловская область с диапазоном в 50-110 тысяч рублей, а за Татарстаном расположились Тюменская область (46-95 тысяч рублей) и Краснодарский край (50-90 тысяч рублей).

Однако несмотря на красивые цифры, дефицит учителей в школах Татарстана остается серьезной проблемой. Особенно это касается учителей по таким предметам, как математика, физика, химия, иностранные и русский языки. Средний возраст учителей составляет 48 лет, а молодые педагоги далеко не всегда остаются в профессии, несмотря на начальные стимулы, которыми заманивают власти.

На фоне растущего числа первоклассников в Татарстане, особенно в районах с активной миграцией, нехватка учителей начальных классов становится еще более ощутимой. Например, в Альметьевском и Пестречинском районах количество первоклассников увеличилось в 2-3,5 раза за последние пять лет. В этой связи республика вынуждена активно развивать образовательную инфраструктуру. В 2024 году откроется восемь новых школ почти на девять тысяч мест, а также будут построены три дополнительных корпуса еще на тысячу детей. Однако и этого может оказаться недостаточно.

Чтобы удержать молодых специалистов, с начала 2023 года в Татарстане удвоили доплаты молодым учителям до 2 510 рублей в месяц. Также предусмотрены дополнительные выплаты за классное руководство, подготовку победителей олимпиад, проверку тетрадей и другие достижения. Но педагоги резонно отвечают: что такое сегодня эти 2,5 тысячи? Один поход в магазин за продуктами для семьи...

Очень остро стоит проблема потеря уважения к профессии учителя, отмечают педагоги с большим стажем. Это негативно сказывается на школьной дисциплине и моральном состоянии молодых специалистов. Если родители не уважают педагога, позволяют хамить ему, писать жалобы в прокуратуру, например, за то, что учитель заставлял детей протирать доску, то и дети не будут его уважать. А ведь исторически учителя в России на социальной лестнице стоял выше чиновника. Да и зарплаты были заметно больше, чем у «столоначальников». Сегодня же всё перевернулось с ног на голову.

   
   

Трудности молодых педагогов

Из более чем 17 тысяч студентов педагогических направлений в вузах Татарстана ежегодно выпускаются около 3000 человек, однако только 55% из них трудоустраиваются по специальности. В педагогических колледжах этот показатель выше — 85%, но они в основном готовят учителей начальных классов и воспитателей детских садов. Чтобы справиться с дефицитом кадров, в школы привлекаются даже студенты последних курсов, которым с 2023 года разрешено работать в образовательных учреждениях.

Тем не менее, молодые учителя сталкиваются с множеством вызовов, начиная от перегруженности бумажной работой и заканчивая сложностями в общении с учениками, не владеющими русским или татарским языками. «Каждый день как на расстрел», — описывает свою работу педагог начальных классов из Куюков, сталкивающаяся с проблемами коммуникации с учащимися из мигрантских семей.

Не только молодые учителя, но и опытные педагоги часто уходят из государственных школ в частные или переходят на работу в онлайн и репетиторство. Это связано с возможностью сосредоточиться на реальном образовательном процессе, а не на заполнении бесконечных отчетов и бумаг. «Ты начинаешь заниматься делом, видишь результаты детей, получаешь благодарности и чувствуешь себя человеком», — отмечает казанский репетитор по химии и биологии Эльвира Ишмухаметова.

Работа с особыми детьми, а платят даже меньше

«Учитель в Казани действительно может получать около 50 тысяч рублей в месяц, однако это касается в основном тех, у кого за плечами более 20 лет педагогического стажа, высокая категория», — рассказывает Вагапова Анна, учитель физкультуры в коррекционной школе № 9 Заинска.

Для большинства молодых учителей, не имеющих стажа, ситуация значительно сложнее: те, кто работают на полную ставку, получают около 21 тысячи рублей в месяц. Разве можно выжить на эти деньги?

Это объясняется тем, что одна ставка в Татарстане подразумевает 18 часов преподавания в неделю, что в среднем оплачивается в размере МРОТ. И это ещё хороший результат. Как пишут в комментариях читатели «АиФ — Казань», в Кировской области, например, ставка — 18 тысяч рублей. Так что да, на фоне соседей Татарстан выглядит действительно привлекательнее, но зарплаты всё равно не соответствуют реалиям жизни.

Поскольку одной ставки недостаточно для обеспечения достойного уровня жизни, многие учителя вынуждены работать на две ставки, что увеличивает их зарплату до 42 тысяч рублей. Однако даже такая зарплата по сегодняшним меркам, мягко говоря, невысокая. Но выкладываться за эти деньги приходится адово. Вести по 6-7 уроков в день, включая субботу, а по воскресеньям проверять тетради и вести подготовку.

«Через 7 месяцев такой работы я поняла, что нахожусть на грани срыва. Стало барахлить сердце, ночами не могла уснуть из-за нервного перенапряжения. Точку во всём этом поставила, когда случился гипертонический криз. Мне всего 28 лет, я не хочу в буквальном смысле слова умереть на работе!» — говорит Эльвира Ишмухаметова.

Кроме того, огромная нагрузка приводит к тому, что педагоги не могут уделять достаточного внимания ученикам, и качество образования страдает.

«Учителя физкультуры, такие как я, сталкиваются с меньшими трудностями в плане поддержания внимания детей, однако предметные преподаватели сталкиваются с более серьезными вызовами. Им необходимо не только удерживать внимание учеников на уроках, но и параллельно заниматься бумажной работой, что значительно увеличивает стресс и нагрузку», — отмечает Анна.

Ситуация в системе образования вызывает все большее беспокойство. Молодые специалисты не хотят идти в школы, видя низкие зарплаты и чрезмерные нагрузки. Учителя, работающие в таких условиях, постепенно покидают профессию, и возникает угроза того, что все дети вскоре перейдут на дистанционное обучение, считает педагог. В условиях недостатка квалифицированных преподавателей качество образования может резко снизиться. Можно сколько угодно отчитываться о росте зарплат, о новых мерах поддержки, но ситуация в действительности сильно отличается от бумажных отчетов. Как говорят в нашем народе — гладко было на бумаге, да забыли про овраги.