Враг предпринимателя - он сам. Айдар Булатов о страхах бизнесмена

После первых попыток заработать самим дети больше ценят усилия родителей. © / Айдар Булатов / Из личного архива

Руководитель «Фабрики предпринимательства», ресторатор, доктор экономических наукАйдар Булатов рассказал «АиФ-Казань», отчего самый страшный враг предпринимателя – он сам и почему умению вести бизнес нужно учить с детства.

   
   

Сверхрезультат

Венера Вольская, «АиФ-Казань»: Айдар Нафисович, вы занимаетесь предпринимательством 20 лет, у вас больше 20 ресторанов. С чего начинали? 

Фото: Из личного архива/ Айдар Булатов

Айдар Булатов: Когда мне было 18 лет, родители подарили нам с сестрой по 100 долларов. Она купила куртку, а я - подарочную упаковку. Стал, наверное, одним из первых, кто тогда её завёз в Казань. Потом была перепродажа сотовых телефонов и много чего ещё. Кстати, ресторанное направление – не единственное, но самое любимое, потому что связано с гостеприимством, очень близкой мне темой.

- Вы курируете «Фабрику предпринимательства» - совместный проект КФУ, минэкономики РТ и Агентства стратегических инициатив. За три года бесплатно обучили основам бизнеса 1500 человек, треть из которых уже занимаются бизнесом. География – не только Казань, Нижнекамск, Челны, Альметьевск, но и Москва, Самара, Петропавловск-Камчатский… 

- Да, к нам обращаются со всей России, наш опыт принят за основу для масштабирования по РФ. Сильная страна невозможна без сильной экономики, которая в свою очередь базируется на развитом бизнесе. Да и вообще предприниматели – один из самых пассионарных членов общества.

Страна должна формировать прослойку предпринимателей, в России должны появляться свои «Эппл» и «Майкрософт». Образование - вообще одна из самых рентабельных инвестиций, которые только могут быть. Обучая предпринимательстсву, мы формируем будущее страны.

Досье
Айдар Булатов родился в Казани в 1979 году, окончил КГФЭИ по направлению «финансовый менедж­мент». Мастер спорта по автогонкам. Хобби – триатлон, бокс.

Кстати, мы предлагаем ввести компетенцию «предпринимательство» в школах. Пока запустили пилотный проект с IT-лицеем, в нем проходят уроки-практикумы.

   
   

- Вы бесплатно учите основам предпринимательства и детей. Школьник, выпустившийся с вашей «Фабрики», должен стать бизнесменом?

- Наша задача - обучить компетенциям, которые почти не даёт школа и семья, - финансовой грамотности, умению договариваться, лидерству. У нас бизнесом занимается всего 6% населения, так откуда взяться «гену предпринимателя»? Обыч­но родители рассматривают как вариант лишь работу по найму, а ведь если в детстве человек получает первый доход от предпринимательства, у него происходит озарение: я могу обеспечить себя сам! 

В студенчестве такого эффекта не происходит. У детей же вся система мира меняется. Когда этот школьник вырастет, у него не будет потребительской философии, он не станет на­деяться на дядю, на государство. Кстати, узнав, как сложно заработать деньги, дети начинают ценить то, что делают для них родители. Обучая предпринимательству в школе, мы можем воспитать поколение по-настоящему самостоятельных людей.

- В чём основная проблема людей, пришедших учиться «на бизнесмена»?

- Им нужно работать над саморазвитием. В любой сфере есть предприниматели, кто преуспевает, и те, кто теряет. Вторые жалуются, что слишком сильная конкуренция, кабальные условия для кредитования и пр. Понятно, что на Западе другая среда - низкие ставки по кредитам, стабильное налоговое законодательство. Однако многие международные компании считают, что именно в России есть ёмкость рынка и потенциал для развития.

- Вы можете по характеру и поведению участника предсказать, состоится ли он как бизнесмен?

- То, что кто-то якобы рождён быть бизнесменом, а кто-то нет, - предубеждение. По большому счёту, нет ни одной внешней причины, из-за которой не получается. Много примеров, когда человек объективно не мог чем-то заниматься, но достиг успеха. «Не идёт» только из-за внутренних факторов! Самый страшный враг предпринимателя - это он сам, когда говорит себе, что ничего не выйдет.

- Чем отличается бизнес в Татарстане от предпринимательства в других регионах?

- Во-первых, в РТ бизнес более развит. У нас более благополучная экономика, создана инфраструктура. Республика - лидер инвестиционных рейтингов в РФ, поэтому сюда стекаются лучшие умы России. Наконец, сказывается наш менталитет. В Татарстане ведь как: если в деревне у кого-то красиво покрашен забор, то он у всех будет красиво покрашен. Да и сами татарстанцы хозяйственные, деловитые, с высоким уровнем самоорганизации и ответственности.

Бизнес - обществу

- До революции русские фабриканты и купцы славились благотворительностью и меценатством. А сегодняшние бизнесмены? 

- Традиция восстанавливается. Это одна из самых важных миссий предпринимательства. Я не знаю ни одного крупного бизнесмена, который не участвовал бы в благотворительности. Примеров здорового взаимодействия государства, предпринимателя и потребителя много. Я вижу, что многие заведения, например, охотно принимают участие в обеспечении продовольствием мало­имущих людей (проект «Добрый фудтрак». - Прим. авт.). Город создал условия, а предприниматели приобрели автобус и обеспечивают питанием - это взаимодействие показывает, как можно системно решать многие социальные проблемы. Один ресторан не сможет обеспечить всех нуждающихся пищей, а общественная организация - да.

- Но до революции владелец завода мог содержать, например, целую художественную школу или театр. 

- Это направление развивается, ведь строят же в РТ бизнесмены мечети! Предприниматель улучшает жизнь общества ещё и опосредованно, через свои товары и услуги. Например, Генри Форд сделал доступным автомобиль. 

- На какие общественные процессы вы бы хотели повлиять?

- Предприниматели - это те, кто не беспокоится о том, на что повлиять не может, но при этом всё время расширяет сферу влияния. Достаточно выйти во двор, чтобы увидеть массу людей, которые, напротив, переживают о том и об этом, знают, кто и что обязан сделать, но ничего сами не делают. Я вижу свое влияние на жизнь общества через «Фабрику». Недавно, к примеру, наши ученики создали серию игровых симуляторов для обучения татарскому. Думаю, не надо объяснять, насколько это важно в свете последних событий и разговоров о несовершенстве методик обучения татарскому.