Рыбополис Татарстан: нас накормят форелью, раками и икрой?

Артем Дергунов / АиФ

Правительство Татарстана утвердило комплексный план по развитию аквабиокультуры в РТ на шесть лет вперёд. Основная цель - новый аквабиокультурный технополис. Его концепцию в части реализации крупных проектов и привлечения инвесторов разработал технопарк «Идея».

   
   

Передадут по цепочке

«Технополис - это комплекс предприятий рыбной отрасли, связанных в единую производственно-логистическую цепочку, - пояснил гендиректор технопарка Сергей Юшко. – Резиденты технополиса работают в кооперации: одни производят белок (старт проекта в 2017 г. – Прим. ред.), вторые из него делают рыбный корм, третьи на этих кормах выращивают рыбу, четвёртые перерабатывают и хранят рыбную продукцию, пятые продают её. При этом руководство технополиса координирует работу резидентов, готовит проекты для привлечения новых участников кооперации и развивает инфраструктуру технополиса».

В такую инфраструктуру уже готовы вложиться четыре инвестора, которые представили свои проекты президенту РТ и руководству Росрыболовства – партнёру создания технополиса. По первому проекту инвесторы из Норвегии будут выращивать в год до 10 тыс. тонн радужной форели и сёмги на площадке в Камских Полянах. Президент союза осетроводов России собирается получать до 55 тонн осетровых в год, из которых 5 тонн - икра.

По третьему проекту предприниматели из Челябинска предлагают разводить в Заинске клариевого сома на филе – около 10 тысяч тонн в год, а также тилапию. А по четвёртому проекту казанская фирма хочет открыть в Чистополе производство атлантического лосося – по 10 тысяч тонн в год. Продавать его будут оптом – по 500 рублей за килограмм. Созданием кормовой базы для осетровых, форелевых и карповых должна заняться казанская фирма (реализация запланирована на 2018 года). Появится и лаборатория сертификации аквабиокультурной продукции. Сбывать её предлагают в агропарке «Рыбное место» на трассе М-7 «Казань - Набережные Челны». Всю инфраструктуру должны построить до 2022 года.

Выбирать среди перечисленных инвесторов не будут, производства будут создавать параллельно. Первую очередь комплекса в посёлке Черепашье, где будут выращивать стерлядь и других осетровых, должны сдать уже в 2017 году. Как уточнил Сергей Юшко, чем больше проектов реализуют на базе технополиса, тем лучше. Так что никому отказывать не будут.

Ниша для этого бизнеса есть, так как татарстанцы съедают лишь 62% рыбы от потребности. Президент РТ Рустам Минниханов призвал продумать возможные меры господдержки для инвесторов и сделать пошаговые инструкции по реализации проектов – от землеотвода до тарифов на энергоресурсы и налогообложения, чтобы инвесторам было легче ориентироваться. По плану в 2017 г. «Идея» должна разработать 100 типовых бизнес-проектов.

Ракоразводный процесс

Разработчики плана учли ошибки предыдущей программы развития товарного рыбоводства, реализация которой провалилась, так и не начавшись. По ней, напомним, татарстанцев должны были накормить дешёвой форелью собственного производства, планировали построить 19 новых рыбоводных хозяйств.

   
   

«Та программа финансировалась по остаточному принципу, за счёт госсредств, которые не покрывали и 10% потребностей отрасли, - отметил Сергей Юшко. – Новый же план позволит создать для частных инвесторов такие условия, которые сделали бы вложения в отрасль выгодными, и она развивалась бы за счёт частных инициатив».

Правда, в план включили не только инвестпроекты, но и научные исследования, экологические мероприятия, модернизацию существующих рыбозаводов, подготовку квалифицированных кадров для отрасли. Всё это тоже будут финансировать инвесторы?

В минсельхозпроде РТ, ответственном за модернизацию рыбохозяйств, которая по плану начнётся уже в 2017 г., от комментариев воздержались, мол, никакой конкретики – когда, что и на какие средства будут усовершенствовать - пока нет.

Языком цифр
По данным Татарского отделения Государственного НИИ озёрного и речного рыбного хозяйства, в 2016 году вылов из Куйбышевского водохранилища в РТ вырос на 515 тонн рыбы - до 2011,7 тонны, из них ценных видов на 764,3 тонны. Из ценных видов: леща - 579,4 т, судака - 159,5 т, сазана - 14,7, щуки - 9,3, сома - 1,4 тонн Рыбы типа карповых выловили на 1060,4 тонны (самые распространённые густера, синец и плотва), а окуневых – на 170,2 тонны (самые распространённые берш и окунь). Налима, например, в 2016 г. поймали всего 13,8 тонны. Из Нижнекамского водохранилища в РТ в 2016 году выловили без малого 200 тонн, рост на 30,1 т. Из них ценных 107,5 тонны (лещ - 77,1; щука - 19,4; судак - 10,2; сом - 0,8), карповых - 84,7, окуневых – 7,6 тонны.

Будущих рыбоводов будут готовить в энергоуниверситете, но на профильной кафедре пока нет бюджетных мест для очников. Учёные КГЭУ по планам должны начать исследовать акватории рек Камы, Волги, Вятки и Белой в РТ, чтобы найти участки, где нерестится стерлядь. По данным Управления по охране и использованию объектов животного мира РТ, за 150 лет запас стерляди в Среднем Поволжье сократился в 30 раз, а добыча в 5 раз. Рыбу занесли в Красную книгу РТ. Так что в Татарстане даже подумывают, не создать ли для сохранения её генофонда государственный заказник «Нерестилище стерляди» площадью около 3,9 тыс. гектаров, где запретят промышленное и любительское рыболовство (есть проект постановления кабмина РТ).

Учёные КГЭУ также изучат эффективность воспроизводства судака, оценят состояние популяций налима, линя, а также раков для определения квот на их добычу и создания ракоразводных предприятий. Они же планируют отработать биотехнологии воспроизводства для увеличения численности ценных видов рыб. Если задумка удастся, то благодаря слаженной работе рыбозаводов через пять в водоёмы, где будут разводить рыб, каждый год будут выпускать не меньше 22 тыс. тонн молоди рыб.

«Мы давно перешли от охоты к животноводству, от собирательства к растениеводству, а вот от добычи рыбы из природных водоёмов всё ещё не можем перейти к настоящей аквакультуре и рыбоводству, - говорит завкафедрой «Водные биоресурсы и аквакультура» КГЭУ, профессор Марина Калайда. - Отсюда проблема перелова рыбы, а также смещение равновесия в водоёме в пользу малоценных, сорных видов рыб, так как при ловле выбирают только рыбу высокого качества – вкусную и крупную. Вот почему нужно заниматься воспроизводством ценных видов рыб и выпуском их в водоёмы. Но для начала надо изучить популяции разных видов рыб в водоёмах РТ. А источников финансирования для таких исследований пока нет, так что мы не можем начать работу».

По ее словам, раньше деньги на НИОКР выделяли производственники, а сегодня инвесторам невыгодно вкладывать в научные исследования, так что должны быть предусмотрены другие механизмы финансирования, например, по линии Минэкологии, Минсельхозпрода. Это уже не первая программа развития рыбоводства, но прошлая была пустая, показатели в ней были декларативные, не было механизмов исполнения. Новый план можно критиковать за упущения, но идея в нём заложена хорошая. Он более реализуемый.

Официально

Руководитель Росрыболовства Илья Шестаков:

«Ускоренное развитие аквакультуры, на которую сейчас приходится около 50% от общего мирового вылова, является одним из приоритетных направлений рыбопромышленного комплекса России. Так что инициативы бизнеса по созданию новых современных предприятий по производству аквакультуры всегда приветствуются. Есть возможности господдержки на федеральном уровне: это касается и научно-консультационного сопровождения рыбоводов отраслевыми НИИ, и участия в программе субсидирования краткосрочных и инвестиционных кредитов. И федеральный центр, и регион очень заинтересованы в появлении новых рабочих мест и повышении уровня доступности и качества рыбной продукции для населения».