Халяль в исламе - то, что разрешено. Как правило, говоря халяль, большинство подразумевает еду. Так, сегодня более 30 предприятий в одном только Татарстане выпускают продукцию по канонам ислама. Большинство намерены наращивать объёмы, потому что спрос растёт. Халяль сегодня - это не только продовольствие, включая детское питание в школах, детсадах, но и мода, фармация и даже IT!
Потенциал рынка огромен, мусульмане готовы доплатить за халяль, а туристы из восточных стран готовы приехать в Россию, если отели предоставят номера, соответствующие канонам ислама. Однако есть проблема - единого стандарта сертификации таких услуг и продукции в стране нет.
На чём заработают?
Это показал недавно прошедший в республике KazanSummit 2017, на котором впервые организовали специальную выставку - «Халяль экспо». На ней презентовали мясные деликатесы, в том числе и оленину, молоко, мёд, сладости, мороженое и даже халяльный стейк-хаус. На большинстве товаров красовались «халяльные знаки качества» - разные для разных регионов РФ. Они удостоверяли, что продукт сделан в соответствии с исламскими нормами. Правда, насколько в реальности товар соответствует канонам ислама, осталось на совести продавцов.
Так кузнец из Нижегородской области на вопрос, каким требованиям халяль соответствуют его ножи, только развёл руками: «Нас пригласили в Казань на выставку мастеров, вот мы и приехали». Затруднились объяснить халяльность своего товара продавцы цифровых устройств, помогающих следить за передвижениями животных, а также платков и палантинов. «Может быть, в то время, когда ткут платки, читают молитвы?» - предположила продавщица.
Более или менее внятное толкование халяль есть у производителей мясных продуктов. Для закалывания подходят только здоровые животные. При их выращивании нельзя использовать вредные и запрещённые добавки. При «халяльном» убое кровь в мясе практически отсутствует. Запрещено использовать плохо заточенный инструмент, чтобы не причинять страдания животному. Вне стандарта и запрещённая в исламе свинина. Есть ее, как и пить алгоколь для мусульманина - харам (запрещено).
«Всю нашу продукцию проверяет комитет по стандарту халяль Духовного управленя мусульман Татарстана, - говорит хозяйка одной крупной продовольственной сети. – Отдаём на проверку и то, что пришло уже с маркировкой «халяль» из других регионов. Ведь если потребитель под видом халяль купил харам (запретное), виноват не он, а тот, кто ему это продал».
Однако, по словам муфтия, в разных масхабах ( направлениях в исламе) каноны халяль разные. У ханафитов не приветствуются креветки, а у шафиитов под запрет может попасть сыр, если он содержит не тот сычужный фермент. Львиную долю в индустрии халяль занимает еда, но республика планирует развивать и другие сферы. Причина проста: потенциал халяль-рынка огромен. Эксперты прогнозируют рост мусульманского населения в мире.
«В Татарстане ёмкость рынка пищевого халяля - 90 млрд руб. Это огромная ниша, - говорит министр сельского хозяйства и продовольствия Татарстана Марат Ахметов. - Более 20 из 30 выпускающих халяльную продукцию предприятий готовы наращивать объёмы производства. По итогам 2016 года они реализовали на экспорт - пусть в небольших количествах - булочно-кондитерскую, молочную, мясную, масложировую продукцию». Но это не предел индустрии халяль.
Так, глава Агентства инвестиционного развития республики Талия Миннуллина мечтает о халяль IT. «В Интернете содержание никто не фильтрует, - рассуждает она. - Всё можно наблюдать в свободном доступе. А в ОАЭ, например, этим занимаются на госуровне. Ведь по нормам шариата есть определённые стандарты морали. «Халяль IT» - это программное обеспечение, которое позволяет фильтровать содержательную часть интернет-ресурсов, и не только для детей, но и для всего населения. Там (в ОАЭ) этот ресурс имеет дикую популярность. У нас есть уже программы такого рода, но пока это не отрасль».
Что такое халяль-туризм?
«На досмотре для халяль-туристов применяют специальные радиоволновые сканеры, - добавляет директор по стратегическому развитию казанского аэропорта Вероника Акташева. - Человек заходит в кабину и поднимает руки - тактильного контакта не происходит. Но если возникает необходимость, есть специальная комната для досмотра, куда приглашают не только мусульман».
Где стандарты?
По данным центра «Тест-Татарстан», с 2009 года на продукцию халяль выдали более 800 сертификатов. Их получили предприятия от Калининграда до Зауралья. «И рынок ещё не насыщен, - говорит заместитель гендиректора центра Сергей Гогин. - Но многие работают по принципу: «Сказали мне: «халяль», так это и есть халяль». Если это индустрия, такое объяснение уже не проходит. Разве банк выдаст мне деньги, если я скажу, что у меня производство халяль? Нужны подтверждающие документы».
Гогин предлагает создать в Казани технический комитет по разработке единого стандарта халяль. Если его услышат, РТ будет рулить халяль-индустрией всей России.
Почему это «модно»?
«Масштабы развития исламской экономики определяются свободными капиталами, формирующимися в этих странах, - рассуждает вице-президент Академии наук Татарстана, доктор экономических наук Вадим Хоменко. - Но отнюдь не технологическим уровнем, ведь основной профиль большинства исламских стран – сырьевой. Страны Персидского залива – это страны нефтяной монархии. Значительные накопления исламских стран превышают внутренние потребности и уходят на зарубежные финансовые рынки. Потоки населения из исламских стран в большом количестве идут в западные страны. Формируется целая система исламских банков - не только в странах с исламским населением, но и в Великобритании, других развитых странах. Поэтому заполняется и торговая ниша – формируется потребность в халяльных продуктах. Думаю, в таком тотальном увлечении халяль где-то уже есть перегибы».
Мнение краеведа
Хаджи Абдулла Дубин:
К тому же сегодня, когда применяются добавки, многая продукция может считаться халяльной лишь условно. Бум на халяль больше вреден, чем полезен. Считаю, нет особой необходимости копировать систему, действующую в исламских странах.
Во всём надо знать меру. На мой взгляд, это главное правило халяль. Для мусульманина важно совершать благие дела. Кто любит людей, тот дольше живёт! Твори добро - вот главная задача».
Мнение эксперта
Замруководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Антон Шалаев:
До тех пор, пока их не будет, всегда существует риск, что среди тех, кто производит, либо сертифицирует продукцию под этим брендом, появятся недобросовестные производители.
Достаточно года – полутора лет, чтобы был издан первый стандарт, но для этого должна быть заинтересованность».
Комментарий
Советник руководителя аналитического центра при Правительстве РФ Нурали Резванов: