В последние дни в СМИ и соцсетях Татарстана появились публикации об опасности внедрения системы маркировки. Предположения высказываются разные: от закрытия магазинов до ухода с рынка представителей малого и среднего бизнеса.
Редакция попробовала разобраться, насколько система «Честный Знак» представляет угрозу предпринимателям региона.
В партнерстве с государством
Систему «Честный Знак» создала компания ЦРПТ, проект USM Holdings Алишера Усманова и партнеров из корпорации «Ростех» и «Элвис-групп».
У нее есть официальный статус – это государственная информационная система мониторинга товаров (ГИС МТ). Создание происходит в формате государственно-частного партнерства, т.е. бизнесмены-инвесторы создают ее за свои средства, а государство получает нужный ему механизм борьбы с нелегальной продукцией, при этом не используя бюджетные средства.
Подписав соглашение о ГЧП Центр развития перспективных технологий взял на себя ответственность и затраты на создание, эксплуатацию, техническое обслуживание и развитие системы. В проект будет инвестировано 220 миллиардов рублей.
«Честный знак», по сути, создается с нуля: оператор строит и развивает систему, эксплуатирует и поддерживает, занимается проектированием, разработкой, обеспечивает всех производителей оборудованием для получения кодов маркировки, а аптеки и медучреждения оборудованием для «выбытия» лекарств. Также в затраты оператора входит оборудование, ЦОДы и серверы, контакт-центр и развитие и продвижение общественного контроля через мобильное приложение «Честный ЗНАК».
Конечно, акционеры ЦРПТ не являются благотворителями и начнут получать прибыль от работы системы, но заявляется, что это случится не ранее, чем через 7 лет, а единственный источник доходов для ЦРПТ, согласно соглашению, является плата производителя за каждый выпущенный код маркировки - 50 копеек.
Рынок будет другим
Государство ожидает, что с приходом маркировки рынок будет выглядеть иначе. И дело не только в фиксации передвижения каждого товара. Покупатель может просканировать код и узнать из чего, кем и когда сделан продукт.
Маркировку начали вводить после перехода всех продавцов на онлайн-кассы, и это, наверняка, не случайно. На фоне подготовленности ритейл-инфраструктуры и реальных проблем с постоянным ростом уровня нелегальной или фальсифицированной продукции вводимая цифровая система сможет отслеживать производство, транспортировку и продажу товаров на всех этапах.
Кроме того, она сможет решать огромное количество прикладных задач по контролю и регулированию цепочки поставки товаров: все их передвижение будет оцифровано. Например, станет понятен полный путь товара – от дойки коровы на ферме до пакета с молоком в супермаркете, или от производства таблетки до ее выдачи в больнице по льготному рецепту.
Кстати, система маркировки должна состыковаться с ветеринарными сертификатами «Меркурия». Это позволит полностью закрыть всю цепочку движения продукции и позволит небольшим фермерам реально конкурировать с большими брендами.
Бизнес, заинтересованный в цифровых преобразованиях, в период перехода на новый режим работы показывает интерес к системе маркировки и возможностям, которые она дает. И это, судя по официальному каналу оператора системы в Youtube, не пустые слова. Небольшие предприниматели уже заявили о готовности к работе по новым, цифровым условиям.
Некоторые эксперты не доверяют маркировке и предсказывают резкие скачки цен. Но опыт показывает, что система действительно помогает бизнесу. В 2016 похожую маркировку ввели для шуб. Уже через год спрос на легальный мех вырос на 700%.
Обязательную маркировку ввели и для сигарет. После этого цены на них не изменились, вопреки предсказаниям некоторых экспертов.
Маркировка очистила рынок и от особо опасного контрафакта: поддельных лекарств из категории «7 нозологий». Система помогла найти фальшивые препараты и таблетки, которые могли попасть к потребителям.
Бояться маркировки стоит только нелегальным предпринимателям, которые не смогут продавать контрафакт. Честные бизнесмены получат новых покупателей, новый инструмент для защиты своего бизнеса и аналитики продаж с помощью big data.
Подготовка к работе с системой
Болезненным для бизнеса, особенно МСП, стал вопрос подготовки к маркировке. Среди самых распространенных заблуждений: «Из-за маркировки пропадут товары» или «Цены увеличатся на NN процентов». На самом деле они не соответствуют действительности.
Специалисты ЦРПТ приводят расчеты по затратам для подготовки к работе с системой. «Крупному производству нужно адаптировать информационные системы для нанесения маркировки, интегрировать их с системой маркировки. Да, это определенные затраты, но не десятки миллионов. Для наиболее крупных производителей инвестиции могут достигать сотен тысяч или нескольких миллионов рублей, для малых и средних компаний тысячи или десятки тысяч рублей. По словам аналитиков компании, важно не забывать про выгоды, которые получат компании от работы в системе. Устранение нелегального оборота, предположительно, приведет к росту валовой прибыли производителей, например, молочной продукции, на 3% и снижению отпускной цены с завода на 0,82 копейки, или 1,4% от розничной цены. В той же молочной отрасли затраты на нанесение кода, в зависимости от размера предприятия, объема производства и выбранного метода нанесения кода, могут составлять от 0,1 до 4 копеек на единицу продукции. Ставка в 50 копеек за код зафиксирована Правительством РФ. Средняя стоимость кода в среднем за 15 лет составит 37 копеек при инфляции 4%. Также позитивное влияние окажет снятие излишних регуляторных и административных барьеров, цифровизация основных процессов, доступ к аналитическому блоку системы маркировки, которая позволит существенно экономить на операционных затратах. В конечном счете, в молочной отрасли, где цена за последние годы по данным Euromonitor выросла на 30-79%, стоимость продукции, с уходом нелегального оборота, должна снизиться на 3,6% для покупателей, а легальный бизнес заработает дополнительно 46 миллиардов рублей.
Также они приводят свои расчеты и для средних и малых производителей. Для них создаются центры этикетирования, которые под заказ могут печатать наклейки с кодами маркировки и отсылать по почте. Производитель может сам, в личном кабинете системы, заказать выпуск кодов, получить PDF, скачать, распечатать и наклеить их на свою продукцию. Таким образом, это минимальные затраты и практически полное отсутствие новых операционных процессов.
Розница, благодаря переходу на онлайн-кассы, который был осуществлен еще до запуска проекта по маркировке, фактически к ней уже готова. Для продажи им нужен стандартный 2Д сканер, который закупался для работы со штрих-кодами, а для корректной работы кассы - ее перепрошивка.
Для малых предприятий молочной отрасли комплект оборудования для маркировки стоит от 11 до 35 тысяч рублей. Для крупных автоматизированных заводов интеграция маркировки стоит, в среднем, до 1,5 млн рублей на линию.
Относительно маркировки молочной продукции специалисты обращают особое внимание на тот факт, что оператор ЦРПТ поддержал предложение Минпромторга о дополнительных мерах поддержки: продукция дешевле 30 рублей будет маркироваться бесплатно за счет ЦРПТ. К настоящему времени ЦРПТ вместе с производителями молочной продукции разработал и протестировал технологии нанесения маркировки на все популярные материалы и виды упаковки. Производитель может заказать печать кодов маркировки в типографии при производстве упаковки. В этом случае нанесение одного кода будет стоить порядка 0,1 копейки.
Ни в одной из отраслей, где маркировка уже внедрена, это не привело к росту цен для конечных потребителей. Хотя перед внедрением проекты ряд экспертов и сами компании давали такие прогнозы. Также, ни в одной из отраслей, перешедших на маркировку, бизнес добросовестных производителей не пострадал.
Смотрите также:
- Volvo представляет новый двигатель, соответствующий нормам токсичности Euro 6 →
- Новые мысли о главном. Какие инновации предлагают учёные и изобретатели РТ →
- Обслуживание компьютеров: нанимать сисадмина, или отдать на аутсорсинг? →