Лесная экспансия: Елабужане выходят на рынок США

Очистные за 10 млн долларов

На территории свободной экономической зоны «Алабуга» деревообрабатывающий завод KASTAMONU открылся в 2014-м году. Сегодня это крупнейший производитель МДФ-плит в России и Европе из тех, чье производство сконцентрировано под одной крышей. Группа компаний входит в пятерку крупнейших компаний деревообрабатывающей сферы в Европе, его продукция экспортируется в несколько десятков стран мира.

   
   

В Год экологии нас особенно интересовало, какой вклад компания вносит в природосбережение.

Али Кылыч. Фото: KASTAMONU

«Только в строительство очистных сооружений в «Алабуге» мы вложили 10 млн долларов, продолжаем инвестировать и дальше, - рассказывает генеральный директор KASTAMONU в России Али Кылыч. - Это, наверное, самые современные очистные в Европе в нашей сфере. Стремимся также максимально экономично использовать ресурсы. Например, древесные отходы мы используем в качестве экологически чистого топлива для производства тепловой энергии, использующейся в технологических процессах.  Очищенную почти до состояния дистиллированной сточную воду снова пускаем в цикл. Используем даже дождевую и талую воду с крыш. И наконец, специально закупаем не только древесину, но и отходы лесозаготовки (горбыль). Например, в этом году приобрели 30 тысяч тонн. В следующем году планируем увеличить объем до 100 тыс. тонн».

Работу очистных сооружений нам показали наглядно - провели экскурсию по станции. Респираторы не пригодились: ожидаемого запаха сточных вод практически нет, а больше всего чувствуется насыщенный запах древесного волокна.

Как рассказал ведущий специалист очистных сооружений Вячеслав Садыков, все промышленные сточные воды очищаются почти до состояния дистиллированной воды и снова возвращаются в производственный цикл.

Политика компании направлена на то, чтобы минимизировать водоотведение сточных вод в сети. Отработанные сточные воды проходят несколько стадий очистки (механическую, химическую, биологическую) , а затем многоуровневую фильтрацию с помощью нанофильтров и повторно используются на различных участках производства. Это позволяет получать очищенную воду с очень хорошими показателями.

Вода очищается почти до состояния дистиллированной. Фото: KASTAMONU

Познакомили журналистов и с производством МДФ-плиты - основы для создания мебели из МДФ, которая активно вытесняет ЛДСП. Поразила чистота, отсутствие в воздухе запахов и пыли, а еще уровень автоматизации оборудования: цеха почти безлюдные, поскольку персонал в основном выполняет контролирующие функции.

   
   

«В России определяющим фактором покупки часто служит цена продукции, а не ее безопасность. Но дело в том, что компания работает не только на Россию и восточные страны, но и на Европу, - разъясняет руководитель отдела маркетинга компании Дина Семенова. - Поэтому для нас важны экологичность продукции и такой же подход к производству. Это наше конкурентное преимущество. Такую возможность дают современные технологии. Предыдущие заводы нашего формата были запущены в России 5 – 10 лет назад, но даже они использовали совсем другое оборудование».

Предприятие ежегодно потребляет 1,2 миллиона тонн древесины. Логичен и следующий вопрос журналистов: как восполняется количество лесов.

«Я впервые приехал в Татарстан с коллегами в 2010 году, - вспоминает Али Кылыч. - Мы отправились в министерство лесного хозяйства РТ и сразу сказали: «Давайте подумаем, как будем леса наращивать». Наши поставщики имеют международные сертификаты FSC, то есть одновременно с заготовкой леса проводят восстановление в сопоставимых объемах. Кроме того, в России в основном есть оборот круглого леса – для распиловки, а вот что делать с неделовой древесиной – осиной, березой? Мы закрыли эту нишу».

Фото: KASTAMONU

Покупать свое

«Мы стремимся отражать последние тенденции не только в технологиях, но в и декоре. Что выпускать, определяем с дилерами, а это редкость – обычно в нашей отрасли выбирает виды продукции какой-нибудь заокеанский директор, - рассказывает Дина Семенова. - У нас заключены договора со всеми важными российскими потребителями плит и ламината. Например, по ламинату для «Леруа Мерлен» наш завод – флагманский партнер. Для этой сети важно, чтобы цена была низкой, а качество высоким. В этих условиях именно местный крупный производитель, как на наше предприятие, может обеспечить эти жесткие условия. Кстати, мы расширяем ассортимент - набирает обороты производство плиты с новым суперглянцевым покрытием».

Главное направление работы на предприятии сейчас - экспансия на обоих американских континентах. Завод планирует поставлять продукция в несколько стран, в число которых входят Мексика и США. Специалисты по сбыту уже отправились туда.

«Мы приносим в отрасль огромные инвестиции, это позволяет работать на благо экономики Татарстана. Что касается сбережения ресурсов, за это всегда переживают - и в Финляндии, и в Румынии. Но к вопросу нужно относиться научно. Стране нужно развиваться», - резюмировал Али Кылыч.

На очистных сооружениях используются передовые технологии. Фото: KASTAMONU

Цифры

  • В 2016 году компания стала лидером по экспорту ламината среди всех российских производителей.
  • Проектная мощность предприятия превышает 1 млн м³ плит МДФ и 35 млн м² ламината в год.
  • Около 60% продукции завода реализуется в России. Оставшееся направляется на экспорт в более чем 20 стран Азии и Европы.
  • В некоторых странах доля присутствия превышает 50%. Например, в Израиле из объемов, отгружаемых российскими поставщиками, доля КАСТАМОНУ составляет 76%.