Курс на Восток. Что дало Татарстану участие в ВЭФ-2022 во Владивостоке?

Присутствие Татарстана на ВЭФ-2022 было одним из самых заметных по сравнению с другими регионами России © / отдел по связям со СМИ Президента РТ / Пресс-служба

На прошлой неделе во Владивостоке завершился международный экономический форум, собравший более 7 тыс. участников – представителей 68 стран. Татарстан был единственным западным регионом страны, развернувшим там собственный стенд. Какие итоги ВЭФ наиболее значимы для РТ, выяснял «АиФ-Казань».

   
   

Самый результативный для республики

 «Татарстан традиционно активный участник большинства экономических событий страны, и нынешний Восточный экономический форум не стал исключением. Присутствие нашей республики в этом мероприятии было одним из наиболее внушительных по сравнению с другими  регионами России за пределами Дальнего Востока. Для Татарстана этот форум по сравнению с прошедшими шестью стал самым результативным, – отмечает заведующий кафедрой экономики и управления на предприятии КНИТУ-КАИ, к. э. н. Мансур Сафаргалиев. – Важнейшие результаты ВЭФ-2022 –  достигнутые соглашения в авиа- и автомобилестроении, логистике, в сфере туризма, культурных инициатив, в строительстве современной городской инфраструктуры, которые должны дать мощный импульс для развития этих сфер».

Например, на территории Особой экономической зоны  «Алабуга» уже в конце 2022 года планируется запустить производство отечественных автомобилей, а соглашение между мэрией Казани и  ПАО «Сбербанк» позволит существенно улучшить городскую среду – запланированы реконструкция территории казанского речпорта и благоустройство набережной в центре Казани. Совместный с транспортной группой FESCO логистический проект обеспечит возможность обеспечения грузопотоков из Татарстана в другие субъекты России (в том числе отдалённые) и в Азиатско-Тихоокеанский регион. Но по-настоящему судьбоносным стало подписание соглашения на поставку 40 пассажирских Ту-214 на Казанском авиационном заводе, отмечает Мансур Сафаргалиев.

Участие Татарстана в в форуме позволило расширить деловые связи с отдалёнными регионами страны, а также таким гокорпорациями и компаниями  как «Ростех», «Аэрофлот» и др.

«Ежегодный Восточный экономический форум – знаковое событие, имеющее  значительное международное значение.  На ВЭФ-22 было подписано соглашений на рекордную для этого форума сумму 3,3 трлн. рублей. Для Татарстана наиболее важной договорённостью стало соглашение о производстве на мощностях Казанского авиазавода им. Горбунова 40 самолётов Ту-214 до 2030 года,  – отмечает  к. э. н. , доцент Института управления, экономики и финансов КФУ Кабир Саубанов.  – Сейчас КАЗ выпускает от 1 до 3 самолётов в год, этого очевидно недостаточно. А подписанное соглашение позволит интенсифицировать производство до 5 единиц в год в среднем. Поскольку стоимость готового самолёта Ту-214 составляет порядка 2 млрд. рублей, сумма контракта достигает 80 млрд. рублей. И это может быть только началом, так как страна как никогда нуждается в отечественных гражданских самолётах, чтобы переформатировать авиапарк с «Боингов» и «Аэробусов» на российскую технику. С точки зрения диверсификации региональной экономики важно, что речь идёт не о сырьевом секторе. Авиационное производство – высокотехнологичная сфера, дающая большое число рабочих мест в других отраслях».

Мегафорумы не всегда оправдывают себя

 «Кроме того, что заказами наконец обеспечены авиастроители с завода им. Горбунова, самым  значительным, по-видимому, стало соглашение  между мэрией Казани и ПАО «Сбербанк» о финансировании «Сбербанком»  благоустройства и реновации территории промзоны у речного порта: объем инвестиций, по предварительным подсчетам, составит около 8,1 млн долларов, – считает доктор политических наук, профессор КФУ Сергей Сергеев. - Татарстанская строительная компания СМУ-88 подписала соглашение со «Сбербанком» о строительстве жилого комплекса во Владивостоке.

   
   

Все эти договоренности важны и нужны, но стоило ли лететь за 6 тыс. километров, чтобы подписать эти соглашения? Вопрос, думаю, закономерный».

В целом проведение международных экономических форумов для заключения соглашений и привлечения инвесторов – это нормальная практика, особенно для стран и регионов, которые подключились к международному сотрудничеству позже других, подчёркивает Сергей Сергеев. 

«Другое дело, что эффект проведения таких мероприятий порой не моментальный, да и не всегда оправдывает себя, – добавляет он. – Подписанные на ВЭФ-22 соглашения экономической революции в Татарстане, конечно, не сделают, но будут способствовать благоустройству столицы республики, поддержат развитие логистических цепочек и промышленности региона, что важно в нынешней ситуации».

Акцент на казанские форумы

«Ежегодный экономический форум в Приморье – значимое событие, но удалённость Владивостока – весомый фактор при принятии решения, участвовать ли региону в этом событии, –  считает д. э. н., вице-президент Академии наук РТ Вадим Хоменко.  – Между тем Татарстан и сам успешно организует подобные  международные встречи. Пример – KazanSummit-2022, состоявшийся в мае. География его участников  практически не уступала владивостокскому, так как республика уже сформировалась как евразийская связующая информационно-деловая площадка. Нужно развиваться в этом качестве дальше,  заключать экономические  и культурные договоры в интересах РТ и России в целом.

С другой стороны, встреча с партнёрами на Дальнем Востоке – это возможность упрочить связи с Китаем, который создал второй экономический полюс в мире в противовес оси США-Европа. Китай последовательно инициирует формирование  крупнейших международных проектов и объединений в Азии и за ее пределами.

Последнее событие -  подписание соглашения о Всестороннем региональном экономиическом партнёрстве. В соответствии с ним в Азии в 2020 году создана крупнейшая в мире зона свободной торговли. Договор подписали 15 стран Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе Япония, Республика Корея, Австралия, страны Индокитая и т.д.  На это объединение стран приходится свыше трети мирового ВВП».

Китай проявляет тонкую дипломатию, позволяющую ему сотрудничать даже с яркими антагонистами, такими как Северная и Южная Корея, рассказывает Вадим Хоменко. Через Поднебесную мы можем развивать сотрудничество с Японией, взаимодействие с которой  сейчас осложнилось, да и с другими странами.

Кроме того, восточные форумы – это возможность наладить поставки  комплектующих и оборудования для татарстанского авиа- и автопрома, другой промышленности из Ирана и Индии.

Зачем нам Африка?

Сейчас на встречах, подобных  Владивостокскому форуму,  всё заметнее представители Африки. Нужны ли нам развивающиеся страны как партнёры?

«У того же Китая однозначный ответ: он очень активен на африканском континенте, – подчёркивает Вадим Хоменко. – Он вывозит из Африки природные богатства – нефть, газ, урановые руды, лес, уголь – и поставляет туда технологичную продукцию,  а также реализует на африканской территории масштабные логистические, социально-образовательные и культурные проекты. Нам можно было бы изучить, а где-то и применить этот опыт. Кроме того, африканские страны, которые не могут покупать дорогие  грузовики в Европе, могли бы стать рынком сбыта наших «КАМАЗов», а также пшеницы и другого продовольствия.

Ещё один важный результат ВЭФ-2022 – это определение статуса Татарстана как важного элемента в структуре новых глобальных схем транспортировки грузов, связывающих евразийские страны в условиях закрытия для России европейских границ и разрушения сложившихся логистических связей».

ВАЖНО

В результате договорённостей, заключённых на ВЭФ, железнодорожный грузовой состав FESCO Kazan Shuttle будет отправляться дважды в месяц из Владивостока на  казанскую станцию Тихорецкая с возможностью автовывоза для доставки по Татарстану и Поволжью. Время в пути составляет 11 суток. До этого большинство поставок проходили через Москву, информирует пресс-служба главы РТ.

Это будет «мост» между Китаем, странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР)  и Татарстаном.

«Вопрос логистики сегодня особенно актуален для производств. Нам надо смотреть ещё шире: помимо стран АТР, надо рассматривать и рынки Турции, Ирана», - обратил внимание Рустам Минниханов.

КСТАТИ

Один из  договоров, заключенных во Владивостоке, - о реновации  речного порта в столице РТ.  Соглашение об этом подписали  градоначальник Казани Ильсур Метшин и первый зампредседателя правления ПАО «Сбербанк» Александр Ведяхин.

 «Сбербанк» будет участвовать в финансировании проектов комплексной реновации промзоны. В результате должна быть построена благоустроенная набережная вдоль Волги протяженностью 12 км, 1,5 млн кв. м жилья и 1,3 млн кв. м административных и коммерческих помещений.

По предварительным данным, общая сумма инвестиций в территорию площадью 287 га составит 500 млрд руб. Сегодня эти площади заняты неработающими производства, складами, заброшенными помещениями, сообщает пресс-служба главы республики.