Где справедливость? Экономист о том, как решать проблему бедности

Высокотехнологичные производства, такие как производство Ту-214, делают экономику сильнее. © / ПАО "Туполев"

Эффективно ли проводится импортозамещение товаров, что является признаками сильной экономики и насколько Татарстан преуспел в этом –на эти и другие вопросы «АиФ Казань» отвечает вице-президент Академии наук РТ, доктор экономических наук Вадим Хоменко.

   
   

Сохранили авиастроение

Венера Вольская, «АиФ Казань»: Вадим Васильевич, по отчетам минпромторга РТ индекс промышленного производства в республике по итогам 7 месяцев положительный - 103,8%. Как характеризуете общее состояние экономики РТ? 

Вадим Хоменко: Татарстан показывает неплохие результаты по сравнению с другими регионами России. Например, по итогам прошлого года план по бюджету выполнил,  рост ВРП обеспечил (валового регионального продукта. – Прим. корр). По основным сегментам экономики удается удержать объемы производства. Объемы нефтедобычи, одной из главных статей дохода,  не снижаются. А в отдельных отраслях мы ожидаемо видим увеличение загрузки промышленности, в существенном объеме - по госзаказу в части оборонного комплекса.

Из-за острой нехватки осадков нынче переживали за сельское хозяйство, но урожайность для этих условий достойная. Однако, как  отмечает раис Татарстана Рустам Минниханов, второе полугодие года для экономики будет сложнее.

 – Насколько успешно идет импортозамещение?

– Ориентир - наличие  в потреблении доли отечественных товаров и услуг на уровне 70 и более процентов, такова была поставленная задача. Но до таких параметров  пока далеко. Это видно даже  по прилавкам магазинов – техника есть, но она в существенной степени импортная. Электротехника, автомобили и автозапчасти не просто вздорожали, но и дальше динамично растут в цене, потому что завозятся по каналам параллельного импорта.

Между тем достигнуть пропорции 70/30 за 1 – 2 года в принципе сложно. Здесь нужны темпы довоенных советских пятилеток, когда среднегодовой рост экономики выходил  за 10%. Стоит учесть и то, что даже в развитых странах роль импорта высока. 

   
   

– Негативные факторы – в 2023 году сложнее собирать налоги, имеется дефицит бюджета...

– Да, по проекту бюджета Татарстана, принятому в ноябре 2022 года, дефицит должен составить 27,1 млрд руб. Пополнение бюджета идет труднее, чем  в предыдущие годы.  Раньше основной вклад в бюджет вносил  налог на прибыль крупных предприятий:  «Татнефть», «ТАНЕКО», «КАМАЗ»  и др. Сейчас эта доля снижается, но растет значимость   налога на доходы физлиц.

  Макроэкономические и политические факторы здесь играют здесь весьма важную  роль, к примеру, ограничения цены на российскую  нефть и дисконт, которым руководствуется китайские и индийские компании при закупках.

Кроме того, велики расходы госбюджета, и дело не только в тратах на СВО: увеличился госзаказ, заново формируются потерянные ранее индустриальные отрасли.

–  А что даёт поводы для оптимизма?

 – Две трети добываемой в республике нефти перерабатывается, и мы меньше зависим от экспорта сырой нефти. Это задел прошлых десятилетий. После развала Советского Союза удалось сохранить авиапромышленность, хотя нам говорили – зачем она, есть поставки зарубежных лайнеров, которые господствуют в авиаперевозках.

Но в  республике понимали, что нужно  развивать высокотехнологичную промышленность. Ведь именно  она  в конечном итоге определяет конкурентоспособность экономики, технологическую и национальную безопасность государства. Сейчас на фоне большого количества потерянных российских предприятий все очевиднее дальновидность  такой установки.

В послании раиса РТ Рустама Минниханова Госсовету курс на дальнейшее высокотехнологичное развитие республики задан чётко. Но он должен быть подкреплен развитием науки, трансфертом передовых технологий и подготовкой высококвалифицированных кадров.

 – Как себя чувствует малый и средний бизнес?   

 – Это очень важный сегмент, своего рода  демпфер для экономики, который на фоне общего спада нас традиционно выручал, давая прибыль и обеспечивая рабочими местами. По оценкам экспертов, доля малого и среднего бизнеса в ВВП России составляет около 20% против 50, а порой и 70% в западных странах  и принципиально  не меняется в течение нескольких последних лет.  Тем не менее,  есть некоторая положительная динамика изменения числа занятых в МСБ. Тренд фиксируется на фоне множества принятых госпрограмм поддержки. Это даёт надежду, что в среднесрочной перспективе его роль в экономике возрастет.

Лесов все меньше

– Глава минмпромторга республики Олег Коробченко заявляет о планах резко вырастить объемы вырубки лесов в РТ, чтобы насытить сырьем деревообрабатывающую отрасль. Но ведь Татарстан — не лесная республика, площадь лесов всего около 17%, а часть территории относится к степной зоне.

 – Действительно, лесистость  РТ невысокая, при этом в начале ХIХ века этот показатель был существенно выше – около 50%.  Россия по совокупным поставкам пиломатериалов на экспорт находится на 1 месте в мире. Это становится опасным, если не компенсируется восстановлением леса. Мы должны беречь леса.

Слова же Олега  Коробченко, с моей точки зрения,  нужно понимать с  позиции ведения интенсивного лесного хозяйства, когда идет  посадка быстрорастущего леса и его рубка с полным использованием сырья, включая брикетирование, изготовление материалов из щепы и т.д. Это мировая практика.

 – Но ведь новые посадки медленно компенсируют вырубку – деревьям нужны десятки лет, чтобы вырасти.

–  Нужно учитывать, что есть ведь ещё и незаконная рубка с поджогом лесов для сокрытия этого факта. С этим нужно серьезно бороться.

В целом же да,  однонаправленное наращивание экспорта сырья – это тупиковый путь. А мы видим, что доля экспортируемого сырья из страны по-прежнему высока и структура экспорта серьезно не меняется, просто раньше отправляли нефть и газ на Запад , а теперь на Восток. 

Это же относится и к древесному экспорту. Нужно внимательно отнестись к вопросу. Необходимы интенсивные лесовосстановительные,   лесозащитные мероприятия, борьба с оврагами. 

 – Продолжают укрепляться экономические связи с Китаем,  заинтересованность РТ в этом была выражена на международном форуме «РОСТКИ» в Казани 7 - 8 сентября.

 -  Да, форум посетило более 3000 участников, прошло более 40 деловых сессий по направлениям IT, машиностроение, нефтехимия, транспорт, туризм,  здравоохранение, спорт, образование, инвестиции и др. 

 - А как оцениваете имеющееся сотрудничество с Китаем?

 – Товарооборот Поднебесной с российскими регионами, в том числе с Татарстаном, растет. наша  страна – теперь главный рынок для сбыта китайских автомобилей.  И, конечно,она  становится  крупнейшим  потребителем российской нефти, газа, угля и древесины.

Так, в январе 2023 г. Россия вышла на первое место по объему поставок природного газа в Китай,обойдя Туркменистан и Катар. В июне объем поставок нефти из России достиг 10,5 млн. т, продемострировав рост более чем на на 40% по сравнению с тем же периодом прошлого года. РФ обогнала по этому показателю Саудовскую Аравию.

Да, сегодня Китаю выгодно покупать у нас сырье, которое идет зачастую с большим ценовым дисконтом. Но это – чисто коммерческий интерес.  В условиях большого количества зарубежных экспортеров сырья и емкого мирового рынка товаров может произойти  существенная переориентация.

– В Закамье острый дефицит кадров, и на ОЭЗ «Алабуга» начали приглашать на заводы жительниц Африки, вызвав недоумение у рядовых татарстанцев.  Можно ведь повысить зарплату, которая традиционно там невысокая, и  жители РТ охотнее пойдут на производство.

 – Да, современное производство  с программным управлением требует высокой квалификации работников, а имеют ли ее мигранты?.. Увы, наши кадры во многом были потеряны во времена деиндустриализации. Например, когда перезагружали  авиастроение в 2022 году, столкнулись с тем, что на многих позициях некому работать. Старики ушли, молодые не  пришли, а ведь воспитать токаря высокого разряда  – дело не одного года.

Еще одна причина – потеря престижа рабочих специальностей. Молодежь очень амбициозна в вопросе размера зарплаты. Поэтому что делать – снижайте себестоимость, повышайте производительность труда и обеспечьте нормальный уровень зарплаты.

Почему один беден, а второй богат

– В стране, по статистике Росстата , почти 20 млн бедных. Как решать проблему?

  –  Мы можем говорить людям покупать товары в магазинах низких цен, искать скидки  на маркетплейсах, но это все советы уровня «штопать носки».

Если взять долю ВВП на душу населения, то  в последние годы у нас он значительно выше, чем в Китае. Вопрос к системе распределения доходов. 

При развитой экономике объем средств, затраченных на продукты, не должен  превышать 20% месячного дохода. Люди  должны приходить в магазин и спокойно покупать то, что нужно для жизни, остальное тратить на отдых, медоблуживание, накопления, покупку ценных бумаг т т.д.

 Разница в доходах самых 10% бедных и 10% самых богатых граждан в стране не должна больше чем 7-8-кратной. Тогда общество развивается, множество людей реализуют свой экономический и человеческий потенциал, ниже вероятность социальных катаклизмов. У нас же в стране в последние годы эта разница составляет 13  – 14 раз. По оценкам отдельных экспертов разница еще выше. Это – одна из центральных социальных и политических проблем в стране. 

 – Во многих странах следят за социальной справедливостью и на уровне компаний. 

– Да,  почему директор завода получает миллионы, а у рабочего совсем другой уровень? Трудно убедить в том, что доходы многих олигархов и некоторых чиновников  – трудовые.

 – Стоит вспомнить и систему налогообложения – 13% у всех физических лиц. Она целесообразна?

   – Такого подхода  в развитом мире уже мало кто придерживается. Богатые платят больше налогов, в том числе в процентном отношении к доходам. Все эти  негативные факторы в совокупности тормозят развитие страны. Человек не должен работать без отдыха, зарабатывая при этом только на то, чтобы выжить. Нужно время и на себя, и на семью.

Кстати, на Западе некоторые предприятия  перешли на 4-дневку без снижения зарплаты. При высокой производительности хватает этого времени, чтобы произвести все что нужно, и дать человеку время для отдыха и саморазвития.

 Где мелиорация?

 -  Средняя урожайность зерна в РТ нынче 25,8 ц\га и почти 37 ц\га  в прошлом году, но  ведь прошлый год был выдающимся с точки зрения благоприятной погоды.

 –  Да, ожидали худшего. 25, 8 ц\га - хороший уровень для климатических условий нынешнего года. В этом достижении - большой вклад аграриев, системы  управления сельским хозяйством и ученых: высок уровень селекции, высаживаются засухоустойчивые сорта растений, применяются технологии, обеспечивающие влагосбережение. Не случайно  сельхозотрасль РТ – одна из передовых в стране.

Целесообразно было бы усилить позиции мелиорации. Сейчас в республике орошается около 3% земель, а в советские времена было в три раза больше. В идеале нужно в полном объеме орошать все плодоовощные посадки и ягодники. Эта мера себя оправдывает - себестоимость продукции становится ниже,  товарные качества улучшаются. Затраты на электроэнергию сторицей окупаются. 

Проблема вполне решаемая: у РТ самый большой в ПФО запас пресных вод, в республике производят собственное оборудование для мелиорации. Нужно снимать и бюрократические препоны. Сейчас многие фермеры,  когда им предлагают провести орошение, машут рукой, мол, обойдусь.

Необходимо также решать вопрос наполнения  почвы полезной биотой (микроорганизмами), а также переуплотнения сельхозтехникой, из-за которого почва плохо впитывает осадки. В республике силами ученых и специалистов такие технологии и техника, биоудобрения, сорта растений и в значительной степени  уже разработаны и производятся. Осталось только приложить усилия для их широкого распространения на программной  основе.

Сельское хозяйство – это пример для других отраслей экономики РТ, как путем постоянного улучшения производственного процесса можно добиться значительных успехов.

ДОСЬЕ

Вице-президент Академии наук РТ, д. э. н. Вадим Хоменко родился в 1958 году в Казани. С отличием окончил КФЭИ, за плечами также аспирантура и докторантура Ленинградского финансово-экономического института. Автор около 250 работ по социально-экономическому развитию.