Эмбарго во благо? Татарстан хочет заменить импорт экспортом

Томаты и тракторы

Потребности РТ в помидорах в связи с запретом турецких уже сейчас готов обеспечить «Тепличный комбинат «Майский».

   
   

«Сегодня мы производим более 1 тыс. т продукции в неделю. Это около 100 т томатов и более 920 т огурцов», - объясняет директор комбината Ильшат Ганиев. Да вот незадача - продукция комбината пользуется ажиотажем только в последние 2-3 недели декабря. 50% своей продукции «Майский» продаёт за пределами РТ. В итоге в 2015 г. с 1 июля по 1 октября комбинат получил 244 млн руб. убытков и покрывал их до 10 декабря. Хотя цены у местных помидоров, по словам директора, «некусачие». «С 2010 года средняя цена реализации увеличилась всего на 40%, или на 6,5% в год, это меньше, чем инфляция!» - заявил Ильшат Ганиев.

«Мы производим в день 1 млн 700 яиц, - говорит Ришат Хисматуллин, директор лаишевской птицефабрики. - Можем увеличить выпуск ещё на 40%. Но пока стоим, потому что есть вопросы, связанные с импортозамещением. Прежде всего, это племенной материал, которого на сегодня нет в РФ. Есть проблемы и с оборудованием, которое в основном импортное». 

«В Татарстане на 1 тыс. га приходится четыре трактора и менее трёх комбайнов. Вот какая большая нагрузка получается! - сокрушается Хасан Шайдуллин, директор ООО «ХаРАШа», занимающегося ремонтом сельхозтехники. - Если в республике в 2002 году было 30 тыс. тракторов, то сегодня - менее 14 тыс., в том числе 715 иностранных. До сих пор используется более 8 тыс. зерновых сеялок, выпущенных до 1990 года. Но ведь РТ способна сама решать эти вопросы. В Муслюмово работает едва ли не крупнейший в стране производитель зерновых сеялок. В Чистополе, в Мензелинске есть производства, которые могут выпускать многие виды сельхозмашин. КАМАЗ в состоянии делать тракторы».

К слову, по информации минсельхозпрода РТ, в России на сегодня почти нет заводов по выпуску тракторов. Производство знаменитого К-700, по словам сельчан, «неубиваемого трактора», возрождается сейчас на Кировском заводе. За 2015 г. там выпустили 1,5 тыс. тракторов и уже получили заявки вплоть до августа 2016-го. 

Что мешает дойти до потребителей татарстанским сельхозмашинам? «Нет платёжеспособного спроса, - отвечает Хасан Шайдуллин. - 30 подготовленных сеялок так и остались у нас на территории. Нужен заказчик, чтобы планировать производство». 

Драйвер и деньги

Экспертная оценка с учётом современных потребностей нужна и научным проектам. «Нас сегодня интересует целлюлоза, - говорит Илнур Абдуллин, проректор КНИТУ (КХТИ). - Её можно получать из льна, ведь республика приняла решение об увеличении посевов этой культуры».

   
   

Сергей Юшко, гендиректор инновационно-производственного парка «Идея», за лён голосует обеими руками. «В ОЭЗ «Алабуга» открылся завод по производству подгузников, - объясняет он. - 25% их стоимости - медицинская целлюлоза, которую в России не производят. Драйвером должен быть спрос. Не надо делать что-то для кого-то, восхищаясь своей исключительностью». 

Но каким бы ни был эффективным тандем науки и производства, идеи так и останутся на бумаге, если нет денег. В эпоху импортозамещения самая главная проблема - финансирование. 

«Бизнесмены из Саудовской Аравии заявили, что готовы предоставить РФ кредит на 10 млрд долларов именно в сельском хозяйстве, - объясняет Вадим Хоменко, вице-президент АН РТ. - Ведь, по оценкам зарубежных специалистов, с учётом мирового потепления потенциальная зона сельского хозяйства - Россия. Появление крупных заинтересованных инвесторов - хороший шанс. Используя его, мы можем по примеру Китая от импортозамещения перейти к экспорту своей продукции».

Смотрите также: