«Врачи говорили, всё в порядке». Женщина умерла после удаления спирали

Спустя сутки после удаления спирали женщине пришлось делать экстренную операцию. © / АиФ

Родственники 60-летней Натальи Русалкиной из Татарстана, умершей после удаления внутриматочной спирали, винят в ее смерти врачей Лаишевской районной больницы. Они поделились с «АиФ-Казань» подробностями этой истории. 

   
   

Просто шок

«Наша мама и свекровь - цветущая энергичная женщина, всю жизнь работала, держала хозяйство – корову, поросят. О плохом самочувствии или болезнях не рассказывала. До сих пор не можем говорить о ней «была» - не верится, что ее не стало за какие-то 10 дней», - вздыхают родные Натальи Русалкиной и рассказывают ее историю.

11 апреля женщина в рамках диспансеризации пришла на прием к акушеру-гинекологу поликлиники при Лаишевской ЦРБ. «Жалоб нет», - отметила врач в медкарте.

Выписка из медкарты погибшей. Фото: Из личного архива Русалкиных

«Узнав, что у Натальи Александровны уже много лет стоит внутриматочная спираль, врач решила вытащить её - руками, - возмущается ее невестка Ирина Русалкина. - Часть спирали оторвалась, врач взяла инструмент и попыталась вытащить остатки. Когда и инструментом не получилось, гинеколог отпустила свекровь домой и сказала прийти на повторный прием через пять дней».

Пациентка, одеваясь, пожаловалась на боль после вмешательства. Гинеколог сказала: «Это просто болевой шок». Когда пожилая женщина приехала домой, в поселок имени 25 лет Октября, ей стало хуже. 

«Вызвали местную медсестру, которая позвонила врачу Лаишевской больницы. Медсестру проинструктировали сделать два укола обезболивающего, а серьезные меры принимать не стали, - рассказывает Ирина. - На следующее утро боли усилились. Повторно вызванная медсестра зафиксировала температуру тела в 35 градусов и очень низкое давление. Она вызвала скорую, и Наталья Александровну увезли в больницу.

В приемном покое Лаишевской больницы сказали, что так протекает болевой шок, и заверили, что сделали УЗИ, которое показало, что все в порядке. Поставили капельницу».

   
   

Не спасли

Но оказалось, что далеко не все в порядке. Через два часа женщину экстренно доставили в Республиканскую клиническую больницу в Казань. Врачи обнаружили большое количество жидкости в брюшной полости. Срочная операция длилась пять часов, пациентке удалили матку и часть кишечника, промыли брюшную полость.

Наталья Русалкина. Фото: Из семейного архива Русалкиных

«Два хирурга, которые оперировали свекровь, поговорили со мной после операции, - продолжает Ирина. - Сказали, что, видимо, при вытаскивании спирали в Лаишевской поликлинике оказались проткнуты не только матка, а еще и кишечник в трех местах. Произошло внутреннее кровотечение и излияние двух литров содержимого кишечника в брюшную полость.

Все это привело к перитониту и заражению крови, и как следствие, вызвало полиорганную недостаточность. Потом много дней мама была на грани жизни и смерти. Хирурги, реаниматологи и другие врачи РКБ боролись за нее. Но 21 апреля мама умерла… Ее нет в живых, а гинеколог Лаишевской больницы, насколько я знаю, до сих пор ведет приём».

Доказать непросто

Судмедэксперт, проводивший вскрытие тела, установил, что причиной смерти Натальи Русалкиной стал перитонит. Сотрудники РКБ отправили материалы в прокуратуру.

«Четвёртого мая материалы были переданы уже в подразделение Высокогорского межрайонного следственного отдела в Лаишевском районе. Сотрудник выезжал в районную больницу, - отмечает адвокат Лаврентий Сичинава, к которому обратились Русалкины. - Решение о возбуждении уголовного дела еще не принято. Бывает, что в этом отказывают на том основании, что смерть не носила криминального характера. Но это не наш случай, потому что имеется связь между действиями гинеколога и возникновением перитонита. Сейчас специалистами Республиканского бюро судмедэкспертизы МЗ РТ проводится гистологическое исследование, которое должно доказать или опровергнуть вину гинеколога в смерти пациентки».

В пресс-службе Минздрава РТ на запрос «АиФ Регион» ответили, что в медучреждении ведется проверка, работает комиссия из экспертов республиканского уровня, и до вынесения решения комментарии преждевременны. В Лаишевской горбольнице сначала попросили прислать вопросы, а затем сообщили, что на время проверки комментариев не дают.

«Понятно, что сельским врачам работать сложнее, например, у них меньше оборудования, оно не такое современное. Но в нашем случае, я думаю, дело еще и в отношении к пациентам. Неужели теперь нужно бояться людей в белых халатах?» - спрашивает Ирина.

Комментарий эксперта

«В последние годы в РТ в отношении врачей возбуждается порядка 40 уголовных дел в год, однако не все из них доходят до рассмотрения в суде, - делится наблюдениями руководитель правозащитной группы «Акцент», помогающей отстаивающий права пациентов, Булат Мухамеджанов. - Ранее следователь вынужден был направлять материалы только в Республиканское бюро судмедэкспертизы, подведомственное Минздраву. Но для более объективного расследования в феврале 2016 года в СУ СКР по Татарстану создали экспертное учреждение, которое также выносит заключения. Если выводы специалистов учреждений различаются, то следователь может назначить дополнительную экспертизу, в том числе за пределами региона».