ЧП произошло в татарстанском Зеленодольске. Дачник увидел брошенную машину в лесу, вызвал полицию, а те в багажнике авто обнаружили тело 35-летнего таксиста Александра Кротова. Парня хоронили 30 сентября. Почти всем городом. Таксисты в память об убитом коллеге проехали колонной по улицам Зеленодольска.
Как защитить водителей от агрессивных пассажиров, а пассажиров от неадекватных водителей, разбирались «АиФ-Казань».
«Не вернулся»
В воскресенье, 27 сентября, около десяти вечера Кротов сошёл с линии такси, но домой не вернулся и на звонки не отвечал. Родные забили тревогу, написали о пропавшем в соцсетях. То, что случилось дальше, сестра Александра Евгения Листраткина называет страшным сном. Вот только на днях они вместе отдыхали на даче, топили баню. А 28 сентября брата нашли в лесопосадке. Он лежал связанным в багажнике своей машины - жестоко избитый, с множеством ссадин и гематом на голове. У таксиста пропали кошелек и мобильные телефоны.
В городе не нашлось ни одного человека, который сказал бы о нём плохое.
По подозрению в убийстве следователи задержали подростков 15, 16 и 17 лет. Они частично уже признали вину. Самое приличное из тех слов, которыми называют парней в Зеленодольске, «звери».
«Мама постоянно плачет, вызываем ей скорую, - сквозь слёзы говорит Евгения. – Что Саша сделал такого, чтобы с ним так жестоко обошлись?! У него бывали сложные случаи на линии: ведь все пассажиры разные. Но как-то удавалось сгладить ситуацию. Не в меру шумным Саша говорил: «Вот сейчас тревожную кнопку нажму, если не успокоитесь». И люди начинали вести себя прилично».
По словам родных, Александр 10 лет проработал оператором ЧПУ на заводе экоупаковки и одновременно - в такси. Во время пандемии на заводе начались проблемы с зарплатой. Кротов устроился в службу доставки товаров, но там тоже что-то пошло не так. В итоге основным местом работы Саши стало такси. С женой он недавно развёлся, но души не чаял в 9-летней дочери, проводил с ней много времени.
Что произошло, почему физически крепкий мужчина не смог спасти свою жизнь, предстоит выяснить следствию. Родные считают, что он просто не успел нажать тревожную кнопку.
Приложение для таксистов, в котором можно подать такой сигнал, у Кротова было выключено. Иначе на призыв о помощи моментально съехались бы все таксисты, работавшие неподалёку.
«Срочно на помощь!»
Подобные трагедии, к сожалению, в Татарстане не редкость. Летом 2019 г. погиб казанский таксист Ильнар Багаутдинов. Трое пассажиров попросили его отвезти их в Ижевск, а во время пути задушили. Осенью 2019 г. пассажир из Волжска во время ссоры зарезал таксиста Тимура Каюмова. В 2013 и 2014-м годах преступники, среди которых были 16- и 17-летний парни, убили казанских таксистов Марата Атабаева и Дима Зиятдинова. В 2013 г. в Казани пьяный пассажир обвинил таксиста Вячеслава Будырина в том, что тот слишком долго ехал, и избил до смерти.
«Самый частый вопрос водителей «Что делать, если пассажиры неадекватные?», – признаёт администратор одного из сертифицированных таксопарков Казани. – Конечно, никакого оружия мы никому не даём. Объясняем, что, если возникли сомнения, надо найти способ высадить пассажира. Если такси вызвала агрессивная группа людей, лучше к ним не подъезжать, отменить заявку, уехать. Или подать в нашей группе в вацапе голосовой вызов «Срочно нужна помощь!». На него съезжаются все таксисты, чтобы урегулировать проблему».
«Когда мы выбираем эту профессию, мы понимаем, что рискуем, – говорит лучший таксист России-2019, жительница Казани Луиза Бадреева. – Может быть, для защиты водителей нужны специальные машины с перегородками – минивэны. Но поскольку большинство таксистов – частники, их покупка опять-таки ляжет на плечи собственников. Но ни экраны, ни оружие не панацея. В нестандартной ситуации, будь под рукой хоть автомат или пулемёт, не каждый среагирует правильно… Прежде чем брать пассажира, я стараюсь понять, опасен ли он. Таксистов со стажем недаром называют психологами. К тому же у некоторых перевозчиков уже появились рейтинги не только водителей такси, но и пассажиров. Можно ориентироваться на них».
Трагедии в такси происходят не только с водителями, но и с пассажирами. Так, в январе 2019 г. в Казани таксист выстрелил из травматического пистолета пассажиру в шею. Ему не понравилось, что тот проигнорировал его просьбу: не отряхнул снег с ботинок, садясь в салон. Откуда же берутся такие водители?
«Пока что закон регламентирует работу не всех участников рынка таксомоторных услуг, – отмечает начальник управления транспорта минтранса РТ Алексей Сидоров. – Есть колл-центры, которые предоставляют только информационные услуги. Они зачастую передают заказы перевозчикам, не имеющим разрешения на работу в легковых такси, то есть работающим нелегально. Нужно, чтобы колл-центры тоже стали участниками рынка таксомоторных услуг. В Госдуме рассматривают законопроект «О госрегулировании деятельности по перевозке легковыми такси», где это предусмотрено».
По словам Сидорова, понять, законно ли работает такси можно по цвету машины. Разрешение получают только авто жёлтого или белого цвета. Если же на вызов приехала машина другого цвета, нельзя быть уверенным ни в исправности авто, ни в водителе. В минтрансе РТ очень сочувствуют семье погибшего Александра Кротова. Но вынуждены признать: он ездил на автомобиле чёрного цвета, а значит, работал без разрешения.