Под грифом "Секретно". Почему скрывают подробности перестрелки в Мирном?

Руслан Ишмухаметов / АиФ

Зачинщика стрельбы застрелили во время задержания, спортбазу «Динамо» оцепили, а МВД РТ заняло оборону. За четыре дня на сайте министерства не появилось новой информации о случившемся, причинах и сделанных выводах. Даже в сообщении о похоронах коллег, полицейские не уточнили, как они погибли.

   
   

Какие версии?

Официальных версий нет. Ситуация обрастает слухами, а они порождают недоверие к работе правоохранителей. О зачинщике известно из прессы: 46-летний Сергей Иванов был контужен в Чечне, в полиции служил 15 лет до осени 2015 г., был майором. Пока не ясно, как в учебном центре МВД в Мирном он открыл частный стрелковый клуб и оружейный магазин? Ведь одной из жертв перестрелки стал директор базы «Динамо» Фарид Шакирзянов. По данным источника в МВД, при задержании Иванов отстреливался и кидал гранаты.

В день ЧП на месте побывал корреспондент «АиФ-Казань». Полиция, следователи, сотрудники центра медицины катастроф от комментариев отказались.

По неофициальной версии, у Иванова случился конфликт из-за договора аренды стрельбища. Он расстрелял из автомата директора базы, затем застрелил подполковника полиции Раиля Садретдинова и ранил двух сотрудников базы Раиля Нурутдинова и Рамиля Хуснимарданова. По словам медбрата, врачи скорой видели, как к машине бегут двое, а за ними третий с автоматом. Последний открыл огонь по карете скорой помощи. Один из убегавших запрыгнул в машину и накрыл медсестру от пули, позже его прооперировали.

Фото: АиФ/ Руслан Ишмухаметов

Что утаивают?

Уголовное дело возбудили по статье «убийство двух и более человек». Расследование продолжается. Руководство МВД по РТ обещало, что семьям погибших окажут помощь. Но примут ли меры, чтобы подобное не повторилось?

«Думаю, одна из причин, по которой полиция скрывает информацию, - невозможность ответить, как бывшего полицейского признали адекватным? Как он получил право на ношение оружия? Как проходил проверки? - считает Владимир Рубашный, казанский правозащитник и психолог. - Думаю, что психологи выявлением расстройств у этого человека не занимались, а сейчас можно использовать контузию и прочие факты в оправдание. Наверняка реабилитации после войны не было. Такие люди по сей день остаются в системе. А посттравматические стрессовые расстройства сохраняются десятилетиями, не проявляясь. Думаю, что к вопросу выявления проблемных личностей в МВД до сих пор подходят формально. Винить медработников удобно, но ведь они видят сотрудников редко. Намного проще заметить первые звоночки прямому руководству. Но кому выгодно признать, что в его под­разделении служит неадекватный человек? Нужен системный подход, продиктованный руководством МВД. Пока его нет, люди, которым «противопоказано» оружие, будут применять и носить его, торговать им. Угроза сохранится».

А ведь уже это не первый случай расправы: год назад в феврале 2015 года замначальника отдела МВД по Тукаевскому району Ренат Гизатуллин застрелил жену. Его признали невменяемым и отправили на принудительное лечение. Как же он мог служить в органах в таком состоянии?