Мы падаем! Прощайте! Авиакатастрофа в Мензелинске до сих пор окутана тайной

Прыжок в объятия смерти

Раннее утро 10 октября 2021 года радовало татарстанцев тёплой и почти безветренной погодой. На аэродроме Мензелинск-Спортивный, что расположен в 3 километрах от города Мензелинска, термометр показывал +9 градусов, скорость юго-западного ветра не превышала 2-3 метров в секунду, видимость - отличная.

   
   

У края взлётной полосы собрались парашютисты, 20 человек из разных регионов. Спортсмены и начинающие любители, съехавшиеся из Башкирии, Удмуртии, Марий Эл, Ульяновской и Кировской областей, из Татарстана хотели вдоволь насладиться небом и получить забываемые эмоции. Они планировали сегодня совершить прыжок с парашютом, при этом большинство спортсменов были опытными, за плечами - прыжки с высоты 4 тысячи метров. Три участника должны были покорять небо впервые: прыжок подразумевался в спарке с инструктором. 

Цена вопроса для новичков - по 9 тысяч рублей.

Фото: АиФ/ Анна Мамаджанова

В 8:30 утра спортсмены начали загружаться в самолёт L-410 Turbolet модификации UVP-E3, принадлежащий общественной организации ДОСААФ России. За штурвалами находились опытные пилоты: 61-летний Александр Зыков и 60-летний Михаил Беляев.  Александр Зыков занимал также должность начальника штаба авиаотряда.

Итого в самолёте находились 22 человека. При том, что обычно L-410 перевозит не более 15.

Тем не менее в 9:05 диспетчер аэродрома дал разрешение на взлёт. Самолёт пробежал по взлётной полосе, длина которой составляла достаточные для разбега воздушной машины данного типа 1300 метров, штатно произошёл отрыв от земли, начался набор высоты.

Но уже три минуты спустя, на высоте около 70 метров машина стала заваливаться и терять высоту, а диспетчер получил запрос от пилотов на аварийную посадку. По данным, озвученным прессе, командир экипажа Михаил Беляев успел сообщить, что у самолёта отказал левый двигатель.

   
   

Диспетчер успел разрешить аварийную посадку, но ситуацию это не спасло. В 9:11 минут, через 6 минут после начала разбега, самолёт зацепил крылом стоявшую на земле "Газель", проскользил брюхом по земле и врезался в бетонный забор ангара.

В результате катастрофы 16 человек погибли на месте, включая обоих пилотов. 17-й пострадавший скончался в мензелинской больнице несколько дней спустя.

Выжили, получив серьёзные травмы, пять парашютистов. Все они сидели в хвосте самолёта, который пострадал меньше всего.

Экипаж разбившегося L-410 под Мензелинском Фото: соцсети

Три версии ЧП

Практически сразу же после катастрофы было возбуждено уголовное дело. В первые дни сообщалось, что наиболее вероятная причина падения L-410 - техническая неисправность двигателя. Самолёт был не новым: его выпустили в 1987-м году на чехословацком авиазаводе и передали в ведение Военно-воздушных сил СССР.

После капитального ремонта в 2014 году машину приписали к ДОСААФ. На момент трагического вылета "Турболёту" было уже 34 года — возраст солидный, хотя по авиационным меркам и не критический.

Следователи рассматривали три версии причины ЧП: техническая неисправнось, перегруз самолёта и ошибки пилотирования. Неофициальные лица высказывали и ещё одну - якобы в воздухозаборник левого двигателя попала птица, что и привело к его остановке. На одном же только правом двигателе L-410 теоретически мог лететь по прямой на крейсерской высоте. Но на взлётном режиме, когда нужна максимальная отдача обоих моторов, тяги не хватило.

Пилоты пытались развернуть воздушную машину, отвести её от жилых построек и сделав круг в 500 метров вернуться на аэродром. Но не успели.

Впрочем, всё это только домыслы и предположения. По состоянию на 10 октября 2023 года расследование уголовного дела официально продолжается, истинные причины катастрофы не названы. С чем связана такая заминка - непонятно, следственные органы не раскрывают промежуточную информацию.

Аэроклуб ДОСААФ прекратил эксплуатацию L-410, но причина этого не только в неустановленных пока причинах крушения. Дело в том, что с прошлого года из-за западных санкций чешские производители перестали поставлять запчасти для обслуживания этого самолёта и двигателей к нему. И хотя формально эксплуатация "Турболетов" в России не запрещена, фактически на них уже никто не летает.

Цепочка совпадений?

Ситуация с катастрофой под Мензелинском тем более странная, что в 2021 году, буквально за считанные недели до этого произошли ещё два очень похожих ЧП с самолётами типа L-410-UVP.

Так, 19 июня 2021 года у села Журавлёво в 10 километров от Кемерово потерпел крушение на взлёте L-410 Центрального сибирского парашютного клуба ДОСААФ. История почти один в один с мензелинской: также на борту были 17 парашютистов и 2 члена экипажа. Также на взлёте, на высоте 20 метров отказал на этот раз правый двигатель, самолёт упал и развалился на земле. Погибли оба пилота и два паршютиста, сидевших ближе всего к кабине. 15 человек получили трамвы, пятеро из которых - крайне тяжёлые. 

L-410, разбившийся под Кемерово незадолго до трагического вылета. Фото: Commons.wikimedia.org

Было также возбуждено уголовное дело, результаты которого пока не опубликованы. Рабочие версии - техническая неисправность или ошибка пилотирования.

ДОСААФ РФ, кстати, тогда наложил запрет на полёты L-410, но уже в июле 2021 года снова разрешил его эксплуатацию.

12 сентября 2021 года L-410 с 14-ю пассажирами и двумя членами экипажа на борту разбился в четырёх километрах от ВПП аэродрома села Казачинское Иркутской области. 4 человека погибли, в том числе трое пассажиров и один пилот. И снова официальной информации о точных причинах катастрофы нет. Следствие идёт, приоритетные версии те же самые: отказ техники или ошибка пилотирования.

Почему же ДОСААФ с Мензелинске после двух катастроф, произошедших буквально в течение трёх месяцев, всё-таки отправил спортсменов в небо на самолёте с такой дурной репутацией? Почему не дождались результатов следствия? Вопрос этот, увы, до сих пор остаётся без ответа.