«Я сознаюсь, сознаюсь!» Полицию в Нижнекамске обвинили в пытках

Андрей Альтман / пресс-служба ГУ МВД

Трагически погибший житель Нижнекамска Ильназ Пиркин записал видео, где обвинил полицейских Нижнекамске в выбивании показаний под пытками. Возбуждено уголовное дело в отношении трех полицейских. «АиФ-Казань попытался разобраться, почему история с Дальним ничему не учит татарстанских полицейских.

   
   

«Пытка слоником»

22-летний санитар Ильназ Пиркин записал свое видеообращение на крыше нижнекамской многоэтажки 19 октября. После этого жизнь недавнего выпускника медколледжа, мечтающего стать врачом, оборвалась.

«Полицейские не смогли посмотреть запись - парень знал программирование и зашифровал послание», - рассказал «АиФ Казань» юрист Андрей Сучков, представляющий интересы Пиркиных. Открыть её смогли только специалисты, к которым обратились родители.

На видеозаписи Ильназ сообщает, что вечером 18 октября полицейские посадили его в машину, надели наручники, вывезли его в лес, где запугивали и били. Надевали противогаз и затем перекрывали доступ воздуха (пытка «слоником»). По словам Ильназа, таким образом полицейские вынуждали его сознаться в 47 кражах из машин. «Долго они меня пытали, - рассказывает на видео Ильназ. - Я уже под конец начал кричать, что сознаюсь, сознаюсь… В последний раз уже сознание потерял… Я сегодня дал ложные показания. Да, конечно же, я подписал все бумаги, где написано, что на меня никакого давления не оказывалось, что я все это говорил добровольно. Но это было не так. Своим поступком я хочу добиться справедливости, я не первый и не последний, но хочу, чтобы в дальнейшем такое не происходило». 

 

Автомагнитолу из автомобиля Ильназ действительно украл. Сделал это по глупости, на спор, и позже договорился с владельцем о возмещении ущерба. Но то, что он был заядлым воришкой, родители и друзья категорически отрицают. Иначе зачем парню поступать в медуниверситет? Он мечтал спасать людей, поэтому и пошёл в санитары. 

Случай или система?

Получив шокирующее послание, родители Ильназа обратились в следственные органы. Трое подозреваемых сейчас в СИЗО, свою проверку проводят и МВД, и прокуратура. Эксперты не нашли следов пыток, а также ДНК Ильназа на противогазах полицейских.

«По результатам анализа документов обнаружили ещё два факта превышения полномочий сотрудниками полиции, а в связи с жалобой обратившегося гражданина - один факт незаконного сокрытия преступления от учёта», - сообщил «АиФ Казань» старший помощник прокурора РТ Руслан Галиев.    
   

А в это время владелец машины, из которой украл автомагнитолу Пиркин, и его друг тоже обратились в следком РТ с жалобами на истязания нижнекамских полицейских, рассказывает Сучков. Люди в мундирах хотели, чтобы потерпевшие  признались, что это они избили Ильназа.

«Когда перед ноябрьскими праздниками в Нижнекамск приехал заместитель руководителя СУ СКР по РТ Владимир Циома, на приём к нему потянулись пострадавшие от действий сотрудников правоохранительных органов», - рассказывает Андрей Сучков. 

Юрист вспоминает другое нижнекамское дело - Ильдара Камалеева, от которого служители закона добивались показаний, надев ему на голову пакет. Доследственная проверка показала, что должностные лица применяли силу, но в марте этого года дело было закрыто «за отсутствием события преступления». После этого отказ в возбуждении уголовного дела не раз отменялся, но пока без толку.

«В подобных делах почему-то фигурируют противогазы. Но для чего они сотрудникам полиции, она что, занимается гражданской обороной?» - спрашивает юрист.

«Закамский регион давно отличался безобразиями, которые творились в отделах полиции, - считает правозащитник Владимир Рубашный. - В Татарстане после «Дальнего» выводы не сделали - лишь погрозили пальчиком. Проблема в том, что система осталась неизменной: по-прежнему действует палочная система, а истязания - это возможность добиться нужных цифр раскрываемости. У многих полицейских нет ни времени, ни желания, ни умения расследовать преступления по-другому.

Ильдар Ситдиков после пребывания полиции выглядит теперь вот так. Фото: Казанский Правозащитный Центр

Полицейское начальство рапортует, что в отделах устанавливаются видеокамеры, но эти камеры, когда надо, «не видят» происходящего. Они ведь не транслируют видеозапись круглосуточно в интернет. Если бы Ильназ не решился на такой отчаянный шаг, тоже могло всё произойти по-другому. Я считаю, МВД нужны настоящие реформы». 

В марте этого года, в пятилетнюю годовщину ЧП в отделе полиции «Дальний», «АиФ-Казань» проанализировал ситуацию с пытками. За эти годы сообщения о подобных фактах постоянно всплывают: одного пострадавшего пытают электрошокером, другой в результате избиения лишился части черепа. За два года правозащитники в Татарстане взыскали в пользу пострадавших более 1 млн руб., добились осуждения около 20 полицейских за должностные преступления.

Но далеко не все дела доходят до суда: пять лет семья Павла Дроздова, погибшего после пытки «ласточкой», добивалась возбуждения уголовного дела. Процесс стартовал недавно в Кировском районном суде. Трем полицейским грозит до 10 лет лишения свободы.