«Это обсуждали шёпотом». Как авария Ка-27 над Казанью обошлась без жертв

Вертолет упал на оживленном перекрестке. Чудом никто не погиб. © / Википедия

Странный авиационный инцидент произошел в Казани 37 лет назад - 26 ноября 1980 года. По халатности обслуживающего персонала новые вертолеты, отправлявшиеся к месту базирования в Североморск, забыли заправить топливом, и они упали в черте города и рядом с ним. Подробности аварии, которая чудом обошлась без жертв, вспоминает «АиФ-Казань».

   
   

Забыли заправить

«Мне было 6 лет и мы жили на улице Волгоградской. Очень хорошо помню это. Мой брат еще притащил какую-то деталь от вертолета домой. Помню, что все обсуждали это шёпотом…» - спустя 37 лет вспоминает падение вертолета жительница Казани Аида Горбунова.

Каким-то чудом обошлось без жертв – ведь вертолет упал на оживленный перекресток, при этом зацепив трамвай. Что же произошло? 

По словам историка авиационных катастроф Ильдара Валеева, 26 ноября 1980 года на летно-испытательной станции вертолетного авиазавода в башкирском городе Кумертау подготовили к перегону три новых военных вертолета Ка-27, серийное производство которых началось в 1977 году. Такие вертолеты предназначены для обнаружения и уничтожения подлодок противника. В тот день они должны были отбыть на аэродром в Североморск - к месту постоянного базирования для несения военной службы и пополнить противокорабельный полк.

Путь пролегал через Казань, где на площадке Казанского вертолетного завода вертолеты должны были сделать остановку и заправиться топливом. Лететь предстояло 550 километров. Однако из трех вертолетов авиатехники дозаправили лишь головной вертолет группы. В двух других, ведомых, были остатки горючего после состоявшихся за день до этого заводских испытаний.

Почему авиатехники забыли заправить судна топливом? Позже это спишут на халатность. Кроме того, пилоты тоже перед вылетом не убедились в наличии топлива на борту.

   
   

Посадки не запросили

Итак, после опробования двигателей три вертолета взлетают и берут курс на казанский аэродром «Заводской». Группа летит треугольником: впереди ведущий, чуть сзади, справа и слева, – ведомые. Чтобы не наваливаться на хвост ведущего, последние энергично работают ручкой «шаг-газ», что приводит к более интенсивной выработке топлива. У одного из ведомых вертолетов, управляшихся майором Ольховиком, на подлете к Казани срабатывает сигнализация аварийного остатка топлива. К тому времени группа находилась аккурат над аэропортом «Казань-2».

По одной из версий, с разрешения командира группы майор Ольховик запрашивает экстренную посадку в аэропорту, но, по необъяснимым причинам, получает отказ, и вертолеты вынуждены продолжать полет. По другой версии, изложенной в журнале «Мир авиации» за 2004 год, ведущий группы не потребовал посадки на аэродром «Казань-2». Возможно, командир решил «дотянуть» до заводского аэродрома, до которого оставались считанные километры. Однако из-за полной выработки топлива оба двигателя на вертолете майора Ольховика остановились. На скорости 180 километров в час и с высоты 200 метров вертолет рухнул на перекресток улиц Декабристов и Восстания в Казани.

Экипаж совершает экстренную посадку, а Ка-27 плюхается на трамвайные пути, обрывая провода и цепляя лопастями трамвай. Повезло, что в тот момент пустой электротранспорт направлялся в депо.

Вертолет, упав, задел трамвай. Фото: Википедия

Противотрамвайный полк

Милиция (благо, до районного отделения был всего 300 метров) быстро выставила оцепление, чтобы не допустить к военному вертолету зевак. На сохранившихся фотографиях тем не менее можно увидеть количество собравшихся. Аварийным службам пришлось срочно устранять последствия авиационного инцидента – восстанавливать порванные линии электропередачи, телефонные кабели и линии электротранспорта. Вертолет быстро разобрали и увезли на Казанский вертолетный завод.  

Трагедия чуть не произошла и со вторым ведомым, но пилот Малинко успел протянуть еще два квартала и сесть на стадионе «Тасма». Ведущий группы смог долететь до заводского аэродрома, но на рулении у него остановились двигатели.

После этого случая полковые остряки в Североморске предлагали переименовать противокорабельный полк в «отдельный казанский противотрамвайный полк».

Расследующие аварию специалисты отметили не только разгильдяйство авиатехников, безответственность старшего группы, но и недостатки контрукторов, которые не предусмотрели перегоночный вариант с дополнительными топливными баками.

И хотя значительных разрушений удалось избежать, среди казанцев долго гуляли слухи о многочисленных жертвах.