Ильназ Галявиев, устроивший кровавую бойню в казанской гимназии №175, отрёкся от отца и матери, жил один. Родители не пришли в суд, когда там выносили решение об аресте сына. В семье явно был разлад. Мог ли он привести к трагедии, и как родителям не упустить своих детей - вместе с экспертами выясняли «АиФ – Казань».
Благополучны, но только с виду
К сожалению, случаи агрессии со стрельбой в школах случались в стране и раньше.
11 февраля 2017 г. в Нижнекамске 14-летний школьник прямо на уроке выпалил из пневматического пистолета в глаз соседу по парте. Ребёнок от ранения скончался.
12 мая 2017 г. в Республике Коми во дворе школы ученик открыл стрельбу по детям – также из пневматического пистолета.
Такую же разборку на уроке устроила 21 марта 2018 г. в Курганской области 13-летняяя школьница. Семь одноклассников получили травмы.
Глядя на этого «тихоню» сложно поверить, что он расстрелял беззащитных, ни в чём не повинных людей, назвав их биомусором. Почему он вдруг возомнил себя богом, а всех остальных – рабами?
Для этого эксперт предлагает проанализировать то, что происходит сегодня в большинстве семей и в системе образования.
Раньше молодым было проще социализироваться, потому что были пионерия, комсомол. Чем сейчас их заменить?
Семью Ильназа Галявиева окружающие считали благополучной, обеспеченной. На учёте как асоциальная эта семья не стояла. Сыновей растили и папа и мама. Галявиевы имели доходы, позволяющие студенту Ильназу жить в отдельной квартире, учиться в вузе. Что же пошло не так?
Возомнил себя богом, потому что был рабом
«Скорее всего, Галявиев возомнил себя богом, потому что чувствовал в себе какую-то ущербность, - предполагает психолог Светлана Берцец. – Он заявил, что другие должны стать его рабами, потому сам ощущал себя рабом».
Видимо, были проблемы и в учёбе: в школе Ильназ звездой не был, в апреле его отчислили из вуза.
«Любой человек, а ребёнок особенно, ни в коем случае не должен чувствовать себя неудачником, - убеждена Светлана Берцец. - Обязательно надо найти такое дело, пусть скромное, в котором каждый добивается успехов, чувствует себя лучшим. Это не обязательно учёба, успешным можно стать в каком-то кружке. А главными союзниками во всех делах должны быть родители».
Вот только как добиться доверия ребёнка? У многих родителей диалога с чадами не получается. Ребёнок замыкается в себе, отвечает односложно.
В такой ситуации Светлана Берцец предлагает родителям придумать дело, занятие, в котором участвовала бы вся семья. Можно, например, вместе посмотреть фильм, а потом вместе поговорить о нём, обсудить какую-то книгу, любую жизненную ситуацию. При этом не спорить с ребёнком, не унижать его, а давать ему высказаться.
«Даже если ребёнок подвергается буллингу в школе, но приходит домой, где с ним всегда готовы обсудить его окружают любовью, то проблема снимается», - делится наблюдениями Мария Ефлова.
Если подросток безучастен, апатичен, не реагирует на то, что происходит вокруг, минимизировал контакты, эксперт советует обратиться к психологу.
Я хороший, и мир хороший
Проблемой школьного образования социолог КФУ называет чрезмерную перегруженность учителей. Зачастую им приходится вести двойное классное руководство, выполнять много бюрократической работы. В итоге на общение с детьми уходит меньше времени. Как же узнать, чем живут ребята, что их волнует?
По оценкам социолога, большой эффект даёт система кураторства по всем студентам. В КФУ куратор есть у каждой группы. Кураторы подключены к группам студентов в вацапе. Если студенты не приходят на занятия, возникают другие какие-то вопросы, кураторы тут же начинают работать с каждым человеком.