Бранятся – тешатся? Почему в Татарстане стало больше домашних дебоширов

Многие недооценивают опасность ссор в семье и даже побоев. © / Дарья Галеева / АиФ

В пандемию, когда одни теряют работу, а другие уходят на удалёнку, отношения в семье накаляются. Весной 2020 года, по данным прокуратуры РТ, в республике зафиксировали на 20,8 % больше фактов домашнего насилия, чем год назад. Несколько громких семейных драм произошло и осенью. Об их причинах – в материале «АиФ - Казань».  

   
   

Месть или споры о деньгах?

В сентябре в Заинске 47-летний Салим К. напал на свою бывшую жену Наталью З. (имена изменены. – Ред.). Он набросился на неё среди бела дня в магазине, исколол отвёрткой. 44-летняя женщина попала в реанимацию с 13-ю ранами на голове, шее, спине.

Сейчас жизнь Натальи вне опасности, но она так напугана, что со СМИ общаться отказывается наотрез. Салим спрятался в лесополосе, но его вскоре задержали. Дело по статье «Покушение на убийство» расследует Следком РФ по РТ. Салиму грозит до 15 лет лишения свободы. Была информация, якобы он мстил жене из-за развода, ревновал. По данным источников «АиФ - Казань»,  бывшие супруги конфликтовали на материальной почве. Перестав быть семьёй, они были вынуждены жить под одной крышей. У Натальи четверых детей, трое из которых несовершеннолетние.

Незадолго до трагедии женщина пришла в полицию с заявлением, что её избил, изнасиловал бывший муж. Но уголовное дело завели только после того, как она была избита прилюдно.

Вежлив на людях, дома – тиран

На домашнее насилие способны не только потерявшие работу, но и успешные внешне люди. Такие, как житель Зеленодольска Марк Бейлин. В марийском Волжске, где работал 48-летний юрист, его знали как неплохого адвоката. Никто и подумать не мог, что он способен убить. Пока не случилась кровавая драма в квартире 31-летней Екатерины Л.

31 марта 2020 года Катя, её 11-летняя дочь, 14-летний сын были жестоко зарезаны в своей квартире в Волжске. Ценности при этом не исчезли. На теле хозяйки квартиры насчитали более 40 ножевых ранений.

   
   

Сын Екатерины пытался бороться с убийцей. Мальчик прибежал на крики мамы, защищал её и сестру. Убийца ударил его ножом десять раз, а потом расправился с девочкой.

Когда в тройном убийстве обвинили бывшего мужа тёти Екатерины Марка Бейлина, соцсети Волжска взорвались постами и комментариями.

«Надо просить всем городом пожизненный срок!– писали люди. – Суд должен быть открытым».
Многие из тех, кто знал Бейлина по работе, в его виновность не верили. Ведь он был известным человеком, одно время работал в Волжской территориальной избирательной комиссии Марий Эл.

«Год назад он жаловался, что сильно заболел, головные боли, потери сознания, –  вспоминал один из коллег Бейлина. – Потом пропадал куда-то, лечился, месяца три назад вновь исчез. Думаю это болезнь, но прощения нет», если это он.

«У Кати была всегда улыбка на лице, несмотря на все трудности в жизни, – рассказывают подруги убитой. – Она одна воспитывала и поднимала двоих детей. Как могли их убить?!».

Суд приговорил убийцу женщины и двух ее детей к пожизненному заключению в колонии особого режима. Фото: СУ СКР по Республике Марий Эл

30 октября Верховный суд Марий Эл признал Бейлина виновным в тройном убийстве. Его приговорили к пожизненному лишению свободы в колонии особого режима. Оказывается, вежливый на людях человек в семье был злобным тираном. Систематически избивал свою 34-летнюю жену. В 2011 году Зеленодольский районный суд осудил  его за истязание (ч. 1 ст. 117 УК РФ), приговорил его к двум годам лишения свободы условно с испытательным сроком три года. Жена с ним развелась, забрала восьмилетнюю дочь. К сожалению, эти факты всплыли уже после того, как случилось непоправимое.

Жену Бейлина поддерживали её мама, сестра и племянница. Марк решил им отомстить. Мол, если распалась его семья, пусть и в другой дом придёт горе. Ворвался с ножом в квартиру племянницы бывшей жены и расправился со всеми, кто там был. В убийстве не признался. Его вину доказал суд.

Можно ли было предотвратить эти и другие кровавые драмы? Увидеть скрытую в человеке агрессию? 

Остановить качели

Психолог Светлана Берцец называет первым тревожным звоночком излишнюю категоричность, чрезмерную эмоциональную реакцию. Адекватный человек не будет общаться с тем, кто ему не нравится. А склонный к агрессии слишком эмоционально отреагирует на негатив. Например, если ему не нравятся подруги жены, он категорично заявляет: «Не общайся с ними!» Диктует: «Ты туда не пойдёшь! Это не наденешь!»

«Когда всё ровно, склонные к насилию могут быть просто ангелочками, – отмечает Светлана Берцец. – Они внимательны, добры, ласковы. Склонность к категоричности проявляется в нестандартных ситуациях. Во время стресса такой человек не может справиться с эмоциями.

Если женщина сомневается, не будет ли будущий муж с ней жесток, я предлагаю ей устроить…  провокацию. Спровоцировать небольшой конфликт, заявив, к примеру: «Я тебе не скажу, куда пойду сегодня». И посмотреть, насколько адекватно он будет реагировать».

По словам психолога, склонные к насилию стараются всё контролировать: где жена, с кем она, о чём думает. Причина – в их неуверенности в себе. Мол, если я не контролирую, то я не в безопасности. Должны насторожить и эмоциональные качели – резкие перепады настроения от излишней ласковости к чрезмерной жёсткости. 

«Насилие чаще всего родом из детства, – считает психолог. – Этого человека обижали в семье, либо он был изгоем. Если он осознаёт свою проблему, надо пытаться меняться».

Комментарий

Юрист Андрей Сучков

«Семейные разногласия чаще возникают в сложные экономические периоды. Пара начинает выяснять, чей вклад в семейный бюджет больше. Это часто приводит к решению вопросов с помощью кулаков.

В 2017 году бытовое насилие было декриминализировано и переведено в разряд административных правонарушений. Видимо, поэтому, получив заявление о домашнем насилии, правоохранители часто выступают в роли третейского судьи или стараются просто припугнуть дебошира. А надо бы изучить его личность.

Одно из моих недавних дел – семейная драма в Чебоксарах,  закончившаяся убийством жены. Она не раз писала заявление в полицию на мужа, но уголовное дело не возбуждали. Уже после трагедии выяснилось, что муж ранее был дважды судим за убийство. То есть угроза жизни, о которой писала женщина, была реальна.

Если полиция на заявление не реагирует, надо обращаться в Следком или прокуратуру, к юристам и журналистам. Ни в коем случае не забирать заявление, довести дело до конца».

Языком цифр


Как выросло число случаев домашнего насилия в Татарстане

На 20,5 % больше зарегистрировано преступлений, характеризующихся как домашнее насилие.
по сравнению с январём – октябрём 2019 г.
Из них на 16% стало больше преступлений в отношении несовершеннолетних;
В отношении женщин - на 24,6 %;
Всего зарегистрировали 1367 (в 2019 г. - 1134) преступлений, в том числе в отношении
несовершеннолетних 87 (75), в отношении женщин 1023 (821);
Из них 717 преступлений по ст. 119 УК РФ (Угроза убийством или причинением
тяжкого вреда здоровью);
130 – по ст. 116 (побои);
71 – по ст. 117 (истязание);
По данным Прокуратуры РТ за 10 месяцев 2020 г. 


На заметку

 Куда звонить жертвам насилия:

Телефоны доверия: 8-800-200-01-22, (843) 537-15-37

• Служба психологической помощи «Сердэш»: (843) 571-15-80;

• Социальный дом «Колыбель» для женщин в трудной ситуации:

• 8-987-220-03-60

• Антикризисный центр «Мамин Дом»: (843) 246-20-55

• Уполномоченный по правам человека в РТ: (843) 236-41-80

Телефон доверия СУ СКР по РТ: (843) 238-33-59, 221-74-58