Прижать уши, «вернуть» невинность. Пластический хирург о «модных» операциях

Не всем людям можно делать операции, у них могут появиться рубцы. © / Виктор Крутов / АиФ

«Операции красоты» в Татарстане делают всё чаще. В 2017 году по числу проведённых пластических операций республика вошла в тройку лидеров по России, подсчитали в одной из клиник Казани. Более того - всё чаще жители других городов приезжают в столицу РТ ради таких операций.

   
   

Что «исправляют» в себе пациенты, рассказывает пластичес­кий хирург, д. м. н., профессор Тафкиль Фаизов.

На лице написано

Венера Вольская, «АиФ-Казань»: Тафкиль Такиевич, какие пластические эстетические операции предпочитают делать казанцы? 

Тафкиль Фаизов. Фото: Из личного архива Тафкиля Фаизова

Тафкиль Фаизов: У женщин, а их среди моих пациентов 90%, в приоритете увеличение и улучшение формы груди. Затем идут ринопластика (коррекция формы носа), блефаропластика (операции на веках), омолаживающие вмешательства на лице и шее. У мужчин лидируют ринопластика, второе - блефаропластика, разглаживание носогубных складок. Молодые мужчины часто приходят, чтобы «прижать» ушные раковины. В последние годы выросла популярность интимной пластики - и у мужчин, и у женщин.

- Какие операции запомнились?

- Однажды обратилась пара, ему лет 35, ей 27. Мужчина говорит, мол, мы недавно встретились, влюбились, хотим пожениться. Одна беда: любимая не девственница. Что делать - восстановил девственную плеву. Одна пациентка рассказала, что решилась на это по примеру подруги. Та якобы уже трижды делала такую операцию и благодаря этому имеет две квартиры и три машины. Выгодное вложение оказалось (стоимость такой процедуры - 10 тысяч рублей). А однажды пришлось создать шрамы на лице. Пациент считал, что раз шрамы украшают мужчину, неплохо бы и ему обзавестись. Очень странная была операция. Я боялся, как бы он не обвинил меня потом в членовредительстве (улыбается).

- Для чего люди «совершенствуют» лицо?

   
   

- Мужчины - чтобы нравиться женщинам, а женщины - чтобы нравиться, прежде всего, самой себе. Дамы считают, что в этом случае настроение совсем другое, и всё в жизни удаётся. Среди планирующих эстетическую операцию много бизнесменов и бизнесвумен, а также телеведущих, актрис, политиков.

- Часто ли после вмешательства пациенты остаются недовольными?

- Это случается. Эстетический результат часто бывает ниже ожидаемого у пациентов с заболеваниями щитовидной железы, гипофиза, дисфункцией яичников. Они могут привести к развитию деформирующих гипертрофированных рубцов. Вообще мастерство хирурга определяет результат процентов на 50, остальное зависит от организма пациента, аккуратности соблюдения режима и назначений врача после операции.

- Бывает обидно за свою работу?

- Часто. Однажды увеличил грудь жительнице Казани, она продавец. И вот вижу её в магазине - наклонившись, тащит ящик с водкой. Объясняет мне, что некому больше это делать. А после установки имплантов год нельзя поднимать тяжести! Это вызывает напряжение грудных мышц, что может привести к появлению неровностей. 

Ювелирная работа

- Поход к пластическому хирургу сейчас кажется обыденным явлением…

- Несколько лет назад количество операций уверенно росло, но сейчас рост замедлился. Что касается отсутствия риска при операциях, то это не так, особенно если речь идёт об общем наркозе. Ведь такой наркоз - это принудительное выключение головного мозга, что часто влечёт резкое снижение функций жизненно важных органов и систем. Я отдаю предпочтение использованию местной анестезии, транквилизаторов, седативных и других препаратов. Кроме того, хирургическая операция - это травма. Например, при круговой подтяжке лица смещается несколько слоев тканей. При протезировании молочных желез формируются ложа под импланты до 15 см в диаметре, в которые к тому же помещают инородные тела.

- Как минимизировать риски?

- Самое главное – уровень хирурга. Необходимо наводить справки, читать отзывы в Интернете. Сам я в Казани доверился бы лишь трём-четырём хирургам.

- В 2016 году по числу практикующих пластических хирургов республика заняла в России пятое место.

- Да, в последнее время к операционным столам вышло огромное число молодых пластических хирургов, а ведь опыт имеет важное значение. Одно дело просто удалить опухоль, а другие дело – минимизировать деформацию лица после удаления опухоли. 

- Правда ли, что сделав один раз эстетическую операцию, придется повторять её снова и снова?

- Совсем нет! Корни этого мифа, видимо, в том, что довольные результатом снова идут к хирургу. Большое зна­чение имеют образ жизни, питание, уровень стресса - можно быстро свести на нет эффект от операции недосыпом, вредными привычками. Кстати, пациенты часто настаивают на максимальном натяжении кожи, однако эффект в этом случае исчезнет быстрее. Кроме того, вероятны осложнения. Приходится отговаривать, объяснять: после операции люди должны вас узнавать. Если говорить о том, сколько времени держится эффект от операции, при подтяжке лица и век это примерно 5 - 7 лет. Хирург - не скульптор, он не может, как Роден, изваять статую на века. Он имеет дело с живыми тканями, которые со временем стареют. Тем не менее на какое-то время хирург может сделать вас счастливее. 

Личное мнение

«Несколько лет назад я сделала подтяжку верхних и нижних век, - рассказывает жительница Казани Ирина.  - Окружающие делают комплименты. Тем не менее ложка дёгтя есть. Между операцией со швами и без них я сделала выбор в пользу дорогой бесшовной технологии. Но после операции оказалось, что швы есть, то есть я переплатила зря. Второе - после операции у меня развился конъюнктивит. В клинике сказали, что это я сама поймала инфекцию. Где, если после операции я сидела дома?  Третье – уже потом я узнала, что существует более совершенные технологии блефаропластики, а мне их даже не предложили. А ведь я обращалась в одну из лучших клиник Казани. Несмотря на всё это, возможно, в будущем я снова пойду на «пластику».

Комментарий звезды

Винера Ганеева, народная артистка РФ и РТ:

«Среди моих знакомых и артистов татарской эстрады немало тех, кто обращался к пластическим хирургам. Операции по омоложению модно сейчас делать и среди мужчин. Кому-то это  хорошо – человек просто начинает выглядеть лучше, а у кого-то, особенно если это касается увеличения губ, очень заметно. Всё зависит от хирурга: есть мастера от Бога, а есть те, кто просто получил корочку. Увидев работы некоторых, хочется отрезать им руки. Именно поэтому, несмотря на то что я публичный человек, я ни разу не делала эстетических операций. Мои средства - кремы, маски, сауна. Даже мимо кабинетов косметологов я прохожу с песней: сама себе косметолог и визажист». 

Комментарий эксперта

Любовь Шайхутдинова, замруководителя Росздравнадзора по РТ:

«В наше ведомство за год обратилось  с претензиями к индустрии красоты порядка полусотни пациентов. Жалоб на эстетическую пластическую хирургию немного – примерно 5 – 6 в год, тем не менее с увеличением количества операций их число растёт. К сожалению, статистика по числу проведённых в РТ эстетических операций не ведётся: частные клиники не отчитываются о них.

В последние годы зарегистрировано два случая гибели после эстетической операции. Первый – осложнение от анестезии: женщина в возрасте около 40 лет умерла от тромбоэмболической болезни. У неё были проблемы с сердцем, но, несмотря на это, она пошла на риск. 

Вторая трагедия – смерть 55-летней жительницы Сабинского района после резекции («ушивания») желудка в целях похудения. К летальному исходу привёл развившийся перитонит. Однако виновность или невиновность врачей Росздравнадзор не определяет, этим занимаются следователи.

Но, к счастью, жалобы татарстанцев на ухудшение здоровья после эстетической операции редки. В основном претензии касаются того, что результат не соответствует ожиданиям пациента. Тут надо учитывать психологические особенности клиентов - заострение внимания на какой-то черте внешности, перфекционизм. Но ведь 50-летнюю женщину не превратить в 20-летнюю.

Нельзя относиться к пластической хирургии легкомысленно - осложнения возможны, врачи от них не застрахованы. Нужно ответственно отнестись к выбору клиники и врача. Как минимум нужно выяснить, есть ли у клиники лицензия, сверить её данные с информацией на сайте Росздравнадзора РФ. С 2016 года работать пластическим хирургом может только специалист, прошедший ординатуру (последипломное образование врача. – Прим. авт.). Это правило введено с целью ужесточения допуска в профессию. Ну и конечно, необходимо внимательно читать договор с клиникой. Не мешает также ознакомиться с законом о правах потребителей, который регулирует оказание платных медуслуг».