Аптечный раСклад. Почему одно и то же лекарство стоит по-разному?

Об этом и не только «АиФ-Казань» расспросил Фариду Яркаеву, замминистра здравоохранения РТ, доктора фармацевтических наук, провизора высшей категории.

   
   

Хотели, как лучше

- Фарида Фатыховна, аптеки сейчас - на каждом углу. Это хорошо или плохо?

- Для потребителей хорошо, всё - в шаговой доступности. Для аптек - плохо, поскольку есть излишняя конкуренция. В России на каждое аптечное учреждение (аптеки, аптечные магазины, пункты, киоски) меньше потребителей, чем в США и Европе. В РТ, например, на 1 января 2014 г. - 1621 аптечное учреждение, в 2012 г. было 1474. Рост налицо.

Фото: www.globallookpress.com

- Но разве конкуренция не в интересах потребителей?

- Цены не могут постоянно снижаться, это негативно влияет на состояние и развитие аптечной сети, у которой огромные статьи расходов.

- Сегодня преобладают частные аптеки. Государство уходит со сцены?

- В Казани всего 15% государственных аптек. В прошлом году ГУП «Таттехмедфарм» открыло 15 новых, но в стране тенденция ликвидацим ГУПов. В РФ для открытия частных аптек нет практически никаких ограничений, а за рубежом учитывается всё, в т.ч. число жителей, расстояние между аптеками… Я считаю, что сокращение госсектора, который не допускает роста цен и сокращения ассортимента, не вполне оправданно. 

   
   

- Кто устанавливает цены на лекарства? 

- На жизненно важные препараты они регулируются Мин-здравом РФ, размер наценки - местными комитетами по тарифам. Производители часто регистрируют цену значительно выше той, по которо й лекарство продаётся на рынке. Поэтому и разброс цен на одни и те же препараты в разных аптеках довольно существенен. На дешёвые лекарства наценка выше, чтобы не произошло их «вымывания» из розничной сети.

 

Фото: АиФ-Казань / Фото Екатерины Комленко

Кошелёк или жизнь?

- По-прежнему больной вопрос - лекарственное обеспечение льготников…

- Из 3 млн 800 тыс. жителей РТ около 10% имеют право на льготы за счёт федерального бюджета по перечню, утверждённому МЗ РФ. Программа работает по страховому принципу. Когда в 2005г. принимали Закон о монетизации льгот, законодатели сочли, что сумма, выдаваемая взамен, не будет существенной для льготников. Всё оказалось сложнее. Как бы ни критиковали страховой принцип, когда здоровый платит за больного, он  должен работать! Вы ведь страхуете машину на случай аварии? Здоровье страховать важнее. В РТ сейчас - 72% «отказников», и это плохо. Но в соседних регионах их подчас 88%. Если человек выбирает натуральные льготы, на него отводится лимит финансирования, и вместе с трансфертами сумма составляет 1200 руб. в месяц.

- Когда в «льготном» окне аптеки лекарства нет, а в соседнем, за наличные, оно есть, людей переубедить трудно.

- Отказавшись от соцпакета, многие рискуют остаться наедине с трагедией. Среди «отказников» немного, например, инсулинозависимых диабетиков и онкологических больных. Другое дело - менталитет других категорий больных. Когда они покупают лекарство за свои деньги, выбирают то, что подешевле. Но если по льготе, требуют самое дорогое, думая, что оно эффективнее. Во-первых, это не так. Во-вторых, ни в одной стране мира в льготных программах не участвуют только бренды, все ориентированы на дженерики (дешевые аналоги), которые могут быть как отечественными, так и импортными. В РФ переход на отечественный инсулин проходил весьма болезненно, хотя и субстанции, и технологии производства отвечали международным стандартам. Сейчас в стране стали выпускать инсулин полного цикла. В том числе и в картриджах.

- Кстати об онкологии… После суицида контр-адмирала В. Апанасенко в Госдуме РФ прошли слушания о приоритетном праве таких больных на получение обезболивающих наркотических средств.

- Список таких средств еще пополнился 21 наименованием, МЗ РФ пересмотрело прежние правила их отпуска. Препараты особого контроля могут реализовывать лишь учреждения, имеющие специальную лицензию. Она выдаётся в заявительном порядке. Аптеке надо иметь развитую инфраструктуру, квалифицированный персонал, сейфы и т.д. Сами по себе такие препараты недорогие, оборот небольшой, но оснащение требует серьёзных вложений. Поэтому частным аптечным учреждениям невыгодно получение лицензии. А государственный сектор заниматься этим обязан.Вот вам ещё один аргумент в его пользу.

Капли Датского короля

- Куда исчезли аптеки, где готовили мази, микстуры, капли, особенно для детей?

- В 42-х госаптеках РТ, которые имеют статус производственных, такие рецепты выполняют, но уже в централизованном порядке. Но спрос невелик, учитывая широкий ассортимент готовых средств.Однако тему детского лекарственного обеспечения давно поднимают педиатры. «Взрослые» таблетки надо делить,  жидкости - строго отмеривать, и «на глазок» не всегда получается. А ведь любое лекарство либо яд, либо спасение, всё зависит от дозы. Мы обратились в МЗ РФ, чтобы стимулировали выпуск детских лекарственных форм на отечественных фар-мпредприятиях.

Фото: www.globallookpress.com

- Сколько их нынче?

- В РФ – 550, в РТ - ОАО «Татхимфарпрепараты», где, кстати, активно занимаются программой импортзамещения, Казанская фармфабрика, парочка небольших производств. Однако производство собственных субстанций в стране уже утрачено, да и в мире их производят, в основном, Индия и Китай.

- СМИ наводнила реклама всяких чудодейственных средств. Вас это беспокоит?

- Очень. Самолечение опасно, не всякой рекламе надо доверять. Поэтому обсуждается закон о запрете рекламы, связанный с продвижением любых лекарственных средств, и я считаю, что это правильно. В РФ принята Программа развития фармацевтической промышленности, утверждена Стратегия лекарственного обеспечения населения до 2025г., цель которой - совершенствование рынка, формирование мотивации на здоровый образ жизни, и в конечном итоге - укрепление здоровья россиян. Не должно быть так, чтобы кто-то работал только на лекарства.