Семь новшеств Аделя Вафина: как изменится работа поликлиник в Татарстане?

Чиновники обещают в корне изменить работу так называемого первичного звена здравоохранения. Каким образом? 

   
   

На что направят 7,5 млрд?

По словам министра здравоохранения РТ Аделя Вафина, программа «Дружелюбная поликлиника» рассчитана на два года. Её общая стоимость - 7,5 млрд. рублей. Поскольку сельское здравоохранение модернизируют уже шестой год, успели открыть более 300 ФАПов, теперь акцент делают на города. Напомним, в 2016 году на заседании антитеррористической комиссии звучали безрадостные цифры. Уровень удовлетворенности качеством и доступностью медпомощи в среднем по Татарстану был всего 47%. Так вот теперь удовлетворённость пациентов медпомощью в первичном звене собираются повысить сразу на 30%. Каким образом?

«За счёт системных мер, - говорит Адель Вафин. - Это изменение подходов в финансировании – переход на подушевое финансирование, централизация вспомогательных служб. Будет создана эффективная система коммуникации, единое информационное пространство. Важно не просто отремонтировать стены. Все поликлиники будут одинаково комфортны для пациентов».

Глава минздрава РТ обозначил семь основных принципов проекта «Дружелюбная поликлиника». Это единые стандарты работы поликлиник, организация колл-центра, приём у врача только по предварительной записи, создание службы дежурного врача, реорганизация сестринской службы, организация выездных бригад и централизованного картохранилища.

Терапевт должен будет принять пациента в течение 24 часов с момента обращения. Посещение узкого специалиста нужно будет ждать не более 7 дней с момента обращения. Средняя длительность ожидания приёма врача сократится до 10 минут. А время приёма терапевта, наоборот, увеличится с 10 до 15 минут. Это станет возможным потому, что непрофильные функции врача передадут среднему персоналу, доля записавшихся на приём в электронном виде увеличится до 70%.

Говоря о состоянии поликлиник республики, Адель Вафин сообщил, что ремонта требуют 197 объектов, это 60% всех площадей. За 2017-2018 годы все планируют привести в порядок. Уже разработаны типовые решения для капремонта всех поликлиник. Все они будут узнаваемыми.

Где оборудование?

«Заявленных системных мер я не вижу. Почти все - только косметические: и ремонт зданий, и централизованное картохранилище, и колл-центр напрямую на качество медпомощи не влияет, - считает завкафедрой общественного здоровья и организации здравоохранения КГМУ Анас Гильманов, в 2001 – 2011 годы - замминистра здравоохранения РТ.- Насколько я знаю, медсестер предлагают отправить к пациентам по домам, то есть первичный прием вместо врача будет осуществлять средний медперсонал. Как это улучшит уровень диагностики и лечения?

   
   

[left_article: 2141959 {title: Статья по теме}]«Прием узкого специалиста в течение 7 дней» - просто насмешка какая-то. Заболевание лечить надо сейчас, а не через неделю. Касательно приема терапевта по предварительной записи - это что, мы теперь по записи будем болеть?

К сожалению, не решается одна из главных проблем нашего здравоохранения – то, что врач на первичном приеме вынужден ставить диагноз и назначать лечение на основании жалоб больного, потому что не может воспользоваться диагностическим оборудованием, получить результаты анализов. Это уровень начала прошлого века. То, что предлагается Минздравом РТ – это поддержка старой, еще советской системы здравоохранения, тогда как прогрессивный мир уже живет по правилам доказательной медицины».

Что же принципиально должно измениться?

«Необходимо перераспределить ресурсы между поликлиниками и стационарами – и кадры, и оборудование, - считает Анас Гильманов. - Нужно создать маршруты амбулаторных пациентов в стационарах. Люди должны иметь возможность обратиться в приемный покой круглосуточно 7 дней в неделю. Они и сейчас туда обращаются, но врачи отделений не справляются с потоком пациентов. Колл-центр нужен, но для записи на повторный прием».

К сожалению, население критикует в основном организацию медпомощи. «Общество не предъявляет серьезных требований к повышению ее качества, видимо, в силу того, что не хватает квалификации. Насколько эффективно будут использованы выделенные 7, 5 млрд руб. – для меня большой вопрос», - резюмирует Анас Гильманов.