От «циклопа» до «сирены». Зачем нужны пугающие экспонаты «кунсткамеры»

Студенты-медики в музее кафедры. 1960-е годы. © / Александра Дорфман / АиФ

В Татарстане в разгаре прививочная кампания против гриппа - вакцину получили уже 900 тысяч человек. Немногие знают, но в Казани есть музей, где могут наглядно показать, что может стать с теми, кто не делает прививок. Этот музей ещё называют казанской «кунсткамерой», потому что здесь представлены не только практически все заболевания человека, но и множество врождённых аномалий или уродств.

   
   

Экскурсию по Музею кафедры патологической анатомии Казанского медуниверситета для «АиФ-Казань» провёл завкафедрой общей патологии Сергей Бойчук.

Ради живых

Большинство думает, что главный метод работы патологоанатома – вскрытие. Но на самом деле основное время врач-патологоанатом работает с микроскопом. Больше того, современный период развития науки патанатомии называют «патологической анатомией живого человека». Судите сами: ни одна операция не делается без забора ткани (биопсии) и ее предварительного гистологического исследования. Особенно это актуально, когда речь идёт об онкологии, где именно патоморфолог ставит окончательный диагноз. Он же зачастую дает прогноз, например, поможет ли больному химиотерапия. Так что сегодня врачи-патологоанатомы работают в основном на живых и для живых.

Чтобы у будущего врача было представление о том, как выглядят изменённые ткани и органы человека при различных заболеваниях, он и приходит в Музей кафедры патологической анатомии.

Музей кафедры общей патологии КГМУ. Фото: АиФ/ Александра Дорфман

Болезни, которых нет

Казанская кафедра патанатомии была четвёртой в царской России после московской, петербургской и дерптской (ныне Тартуский университет в Эстонии). Она функционирует с 1863 года. Первый завкафедрой Александр Петров два года стажировался в Германии, где изучал и музейное дело. Тогда же начала формироваться и коллекция экспонатов для будущего музея кафедры. Александр Петров подготовил для него сотни макропрепаратов (так по-научному называют эти экспонаты). В наши дни в музее около 2000 экспонатов - практически полный набор основных заболеваний человека.

Будущие врачи в музее кафедры патанатомии 1970-е годы. Фото: Музей кафедры патологической анатомии КГМУ.

Музей кафедры патологической анатомии работает преимущественно для профессионалов, то есть сюда может попасть далеко не каждый желающий. Потому что, если человек не изучал нормальное строение органов, то он увидит только отрезанную голову, руку или ногу. А вот врач оценит уникальные экспонаты, среди которых много раритетов. В то же время сотрудники кафедры проводят профориентационные экскурсии для школьников, а также наглядно демонстрируют им последствия курения, алкоголизма и наркомании.

Вот на полке макропрепарат натуральной оспы – болезни, которая сейчас практически не встречается. В другом сосуде - последняя стадия сифилиса, когда у человека проваливается нос. Ещё один уникальный экспонат 1866 года демонстрирует рак кожи лица (не путайте с меланомой) в такой запущенной форме, которая при нынешнем уровне диагностики невозможна.

   
   
Вот так выглядела кожа при натуральной оспе. Фото: АиФ/ Александра Дорфман

В истории Казани было несколько эпидемий холеры. В музее представлены все её стадии. Можно видеть, как эта инфекция шаг за шагом поражает кишечник – ворсинки в тонком кишечнике практически сглаживаются, и человек умирает от обезвоживания. Есть и другие экспонаты, показывающие последствия других особо опасных инфекций - чумы, сибирской язвы.

Нога, пораженная гангреной. Фото: АиФ/ Александра Дорфман

В музее могут показать, как метастазы меланомы поражают сердце. С виду они напоминают родинки на внутренних органах, только в отличие от родинок это злокачественные образования, которые быстро дают метастазы и постепенно поражают весь организм. А вот и печень, которая от метастазов злокачественной опухоли увеличилась примерно в 10 раз.

Цирроз печени. Фото: АиФ/ Александра Дорфман

Есть среди экспонатов и примеры доброкачественных опухолей, глядя на которые, понимаешь, что они не так уж и безопасны для человека. Например, огромная фибромиома матки весом 30 килограммов. Естественно, это было возможно лишь в далёком прошлом, когда отсутствовала современная диагностика – рентген, УЗИ и так далее. Другой пример - опухоль на руке (хондрома), которая, разрастаясь, травмировала кисть, сделав её буквально шарообразной. Здесь же можно увидеть обычный, казалось бы, «жировик» или по-научному липому, размером с футбольный мяч.

Хондрома кисти. Фото: АиФ/ Александра Дорфман

Прививка от беспечности

Помните стихи Владимира Маяковского: «Грязные руки грозят бедой. / Чтоб хворь тебя не сломила - / будь культурен: перед едой / мой руки мылом!»? Если не соблюдать это простое правило, придётся «познакомиться» с паразитами.

В музее они тоже представлены - лентец широкий, аскариды толщиной с мизинец. Оказывается, они могут жить не только в кишечнике. У них есть некоторые стадии развития, которые позволяют им проникать в головной мозг. Такой макропрепарат также есть в музее кафедры.

Паразиты в головном мозге. Фото: АиФ/ Александра Дорфман

Для человека такой вариант опасен тем, что врач видит признаки неврологической патологии, от которой пациента и будут лечить, что, конечно, не поможет, поскольку у него имеется паразитарное поражение. Встречается и другое паразитарное заболевание - эхинококкоз. Оно в основном поражает печень, которая при этом становится похожа на тонкостенный мешок, заполненный многочисленными пузырями. Больной умирает в муках.

Могут продемонстрировать в музее и последствия воздействия алкоголя на организм. Если в 1990-е годы это были в основном отравления, то сейчас на первое место выходят последствия чрезмерного употребления алкоголя. Например, так называемое «бычье» или «пивное» сердце. Дело в том, что пиво вызывает его увеличение (гипертрофию). Сюда же можно отнести развитие язвы желудка и цирроза печени.

Кто-то считает, что прививки делать вредно. Да, действительно, при этом возможны осложнения, даже тяжёлые, но это единичные случаи. А вот смерти о самих заболеваний и осложнений после них встречаются в сотни раз чаще, и в музее есть наглядные тому подтверждения. Среди них осложнение после кори – когда мягкие ткани лица ребёнка начинают гнить и разлагаться в живом организме. Или от дифтерии – когда дыхательные пути покрываются плёнкой, отчего человек задыхается. А ещё можно посмотреть, как меняются лёгкие при гриппе – возникает так называемая геморрагическая пневмония – основная причина смерти при эпидемиях гриппа.

Легкие при гриппе. Фото: АиФ/ Александра Дорфман

От страшной инфекции - менингита – ребёнок может умереть через несколько часов после заражения, если возникает менингококковый сепсис (менингококцемия). К сожалению, в такой ситуации врачи практически бессильны. Надежда на прививку от менингита, которую уже изобрели.

Представлены здесь и многочисленные варианты патологии беременности и родов, включая врождённые уродства, например, семь пальцев на ноге. Есть и уникальные примеры - ребёнок с одним глазом «циклоп», или новорожденный со сросшимися ногами, напоминающий мифологическую Сирену с рыбьим хвостом. Есть новорождённый, покрытый как бы рыбьей чешуёй (ихтиоз). 

Бывает, что человек рождается без головного мозга (анэнцефалия). Такие примеры тоже есть на кафедре. Среди экспонатов и сиамские близнецы. Вся врождённая патология – чаще всего результат пьяного зачатия. В Германии XIX века все такие случаи объединяли в одно понятие «субботними детьми», потому что в этот день недели люди бурно отмечали получку, а через девять месяцев на свет появлялись дети с аномалиями. Один из экспонатов показывает необычный случай – «каменный плод», который затвердел и пропитался известью, обнаруженный при вскрытии трупа старой женщины.

Инфаркт или разрыв сердца?

Разрыв сердца, кровоизлияние мозг, оторвавшийся тромб – словосочетания, которые у всех на слуху. Экспонаты Музея кафедры патанатомии позволяют увидеть эти процессы, которые стали причиной летального исхода.

Например, гематома или кровоизлияние в мозг, атеросклероз с наложившимися на него тромбами. Когда эти тромбы отрываются, то возникают инфаркты во многих органах. Бывает, что у человека одновременно закупориваются сосуды головного мозга, сердца, селезёнки и других органов. Ведь инфаркт может быть в любом органе, а не только в сердце. Речь идёт о закупорке сосудов и, как следствие, омертвении ткани из-за нарушения кровообращения. А вот разрыв сердца случается, если в результате инфаркта мышца сердца размягчается и может разорваться.

Без изучения макропрепаратов будущие врачи не смогут представить, что творится внутри человека. А без этого даже при наличии современных методов диагностики лечение будет невозможно.