Болезнь Паркинсона не влияет на продолжительность жизни, но ухудшает ее качество. Есть ли современные методы лечения и чем помогают танцы и арт-терапия в борьбе с недугом, «АиФ-Казань» рассказывает руководитель Республиканского клинико-диагностического центра экстрапирамидной патологии, профессор, доктор медицинских наук Зулейха Залялова.
Паркинсон или нет?
Как правило, в сознании обывателя этот диагноз ассоциируется с образом пожилого человека с дрожанием рук, головы и т.д. Верно это лишь отчасти. У пациентов есть и другие симптомы: слюнотечение, ригидность мышц (боли и сопротивление при движении), затруднения с речью, мимикой, которые со временем усиливаются. Заболевание возникает вследствие разрушения структур мозга, отвечающих за выработку нейромедиатора дофамина.
Болезнь Паркинсона не влияет на продолжительность жизни, а вот её качество ухудшает. «Есть разные заболевания с похожими симптомами, но с различным течением и исходом. Кроме того, почти половина вариантов развития этой болезни не сопровождается тремором. Поэтому если заметили какие-то расстройства движения, речи, мимики, походки, неловкость в руках и ногах, это повод обратиться к врачу. И чем быстрее, тем лучше», - советует Зулейха Залялова.
Обращений много: порой в кабинет врача приходят до 40 человек в день. В базе республиканского центра числятся около 7000 пациентов с двигательными нарушениями (в 2018 г. было порядка 5000). Половина из них – люди с болезнью Паркинсона. И это только те, кто обратился за помощью. В реальности людей с такими проблемами больше.
Число пациентов растёт во всём мире, говорит доктор. Возможно, это объясняется и улучшением диагностики. Ещё одна вероятная причина роста - увеличение продолжительности жизни людей, ведь средний возраст пациентов с болезнью Паркинсона - 60-65 лет. Но нельзя сказать, что это болезнь только пожилых. «Как правило, при генетическом факторе паркинсонизм может проявляться уже в 35-40 лет, - поясняет доктор. - Но существуют формы с очень ранним началом. У нас есть пациент, которому всего восемь лет».
Болезнь Паркинсона начинается раньше, чем станут заметны её специфические симптомы. Ей предшествуют запоры, нарушения сна. Врачи всего мира ищут способ диагностировать болезнь на 10-15 лет раньше, например, по показателям крови.
Из-за чего же появляется этот тяжёлый недуг? Учёные называют три основных причины: генетическая предрасположенность, возраст и факторы внешней среды. Есть предположение, что одним из факторов риска может быть колодезная вода, точнее, фосфорорганические соединения, содержащиеся в ней. Удивительно, что болезнью Паркинсона чаще страдают люди, которые не курят, не пьют алкоголь и кофе. Разумеется, это не повод бросаться во все тяжкие, так как можно заработать другие болезни.
Операция – не панацея
По словам специалистов, методов полного исцеления от болезни Паркинсона не существует. Всё лечение, включая нейрохирургическое – симптоматическое и направлено на то, чтобы отодвинуть по времени нейродегенеративные процессы, продлить человеку активную жизнь. В Татарстане оснащённость оборудованием и квалификация врачей не уступают тому, что есть в федеральных нейрохирургических центрах в Москве, Тюмени, Владивостоке, Новосибирске. Появляются новые методы лечения и препараты.
Одним из таких нововведений стала операция по электростимуляции глубинных структур мозга (DBS-терапия), которую проводят в МКДЦ. В 2019 году квоты на них получат 15 пациентов, тогда как в прошлые годы этот вид высокотехнологичной медпомощи получали по одному-два человека в год. От безысходности пациентов отправляли в другие города, даже во Владивосток. А с учётом особенностей болезни такие путешествия для людей были настоящей мукой. «Эта операция уменьшает и задерживает развитие симптомов, - поясняет Зулейха Залялова. - После неё мы можем снизить дозы лекарств или вообще отменить какие-то препараты».
Но пациентам помогают не только лекарства и нейрохирургия, но и альтернативные методы. Например, лечебная физкультура (ЛФК), скандинавская ходьба и арт-терапия. По субботам в центре работает кружок танцетерапии.
«На более поздних стадиях у пациентов есть нарушения устойчивости, а танцы препятствуют их формированию. Важно, чтобы был заданный ритм и упражнения, - говорит Зулейха Залялова. - Такие занятия – ещё и психологическая поддержка, способ победить депрессию и апатию. Люди общаются и понимают, что они не одни. Мы рекомендуем пациентам «сотрудничать» с неврологом и как можно дольше поддерживать свои социальные, профессиональные навыки. Если человек активно двигается, ходит, плавает, ходит на лыжах, ездит на велосипеде, то болезнь действительно немного отступает – будто чувствует, как сильно ей сопротивляются».
Разорительные льготы
По словам специалиста, врачи делают всё возможное, чтобы облегчить состояние пациентов с паркинсонизмом. Но многие жалуются, что сложно попасть на приём. Нехватка финансирования приводит к тому, что один доктор принимает в день по 20 пациентов на разных стадиях болезни. Эту проблему можно решить, считает Зулейха Залялова, если обучить врачей-неврологов на местах, чтобы они могли помочь пациентам в типичных случаях по месту жительства, а в Республиканский центр отправляли только тяжёлых больных. С этой инициативой профессор намерена обратиться в минздрав РТ.
Другая проблема – льготные медикаменты. «С лекарственным обеспечением и стоимостью препаратов ситуация не меняется в лучшую сторону, - сетует специалист. - Если уж дополнительное лекарственное обеспечение пропагандируется государством, надо, чтобы это соответствовало содержанию. С нас спрашивают за каждую таблетку: почему выписали этот препарат, а не тот; почему указали название оригинального препарата, а не дженерика. Пациенты бесконечно ходят с рецептами, которые надо обновлять, потому что в аптеке просроченные документы не принимают. Многие, махнув рукой, покупают всё на свои деньги. Хотелось бы, чтобы новые препараты включали в региональный список льготных лекарств, что не делают годами. Такие лекарства дороже - до 8000 руб. на месяц. Но в некоторых регионах их уже включили в перечень».
Серьёзная проблема - отсутствие института помощи, службы сопровождения и социальной поддержки. Нет государственных учреждений санаторно-курортного типа, учреждений паллиативной помощи, аналогичных хосписам. Как правило, пациентам с болезнью Паркинсона нужен уход, и их родственникам приходится бросать работу. Между тем фармакоэкономика просчитана и при болезни Паркинсона. Так, в России зарегистрирована ещё одна методика лечения стоимостью примерно три-четыре млн руб. в год. Но даже это дорогостоящее лечение в сравнении со всеми затратами на пациента в тяжёлой стадии для государства оказывается выгоднее, чем обеспечение больного лекарствами, средствами по уходу, лечить его от сопутствующих заболеваний.
«Увы, пациента с болезнью Паркинсона нельзя исцелить, заболевание невозможно предотвратить. Но даже если в вашей семье были такие больные, думать, что и вам это грозит, - ошибочно. Просто будьте внимательны к себе, ведите активный и здоровый образ жизни», - резюмирует Зулейха Залялова.