Омикро-проблема. Как татарстанцам защититься от нового штамма коронавируса?

Новый штамм коронавируса угрожает детям. © / pixabay.com

Правительство Татарстана обеспокоено надвигающейся волной новой разновидности COVID-19 – омикрона. Каковы угрозы и как им противостоять, – в «АиФ-Казань».

   
   

Последняя волна?

«Все ограничительные меры, которые приняты, будут сохранены, – сказал президент РТ Рустам Минниханов. – Никаких послаблений – пока такой возможности нет. Должны быть готовы обсерваторы. В инфекционных больницах следует иметь резерв лекарств и всего необходимого».

Глава Минздрава РТ Марат Садыков проинформировал, что на сегодня 1638 коек занято инфекционными пациентами, всего же развёрнуто 2570 коек. Врачи, работающие с ковидными пациентами, выходят из отпусков, в которые их отправили в декабре.

«Мы ждём четырёхкратного увеличения заболеваемости омикроном. При этом, хотя большое количество людей приняли решение о вакцинации, достичь коллективного иммунитета мы пока не можем», – сказала вице-премьер Лейла Фазлеева. Власти РТ в очередной раз напоминают о необходимости вакцинации. В республике в наличии более 400 тыс. вакцин, работают 170 прививочных пунктов. Полную вакцинацию (двумя компонентами) прошли более 1,8 млн человек.

Омикрон накроет каждого или почти каждого, прогнозируют пессимисты.

«Он действительно очень заразен, – комментирует главный инфекционист Министерства здравоохранения Татарстана Халит Хаертынов. – В России ожидается прирост заболеваемости в 100 тыс. случаев в сутки. То, что он протекает легче, чем предыдущие штаммы – это касается вакцинированных. А вот как перенесут непривитые – мы этого не знаем».

Правда ли, что волна, вызванная омикроном, – последняя в пандемии коронавируса?

   
   

«Эта оптимистичная точка зрения некоторых вирусологов основана на том, что из-за того что заболеет большое число людей, у населения сформируется коллективный иммунитет, – прокомментировал Халит Хаертынов. – Но лучше привиться, чем получать иммунную защиту ценой болезни с непредсказуемыми последствиями».

Вирус ищет свою «нишу», и это могут быть дети и подростки. Судя по ситуации в других странах, их госпитализируют всё чаще. Постковидный синдром у детей очень опасен, могут наблюдаться изменения со стороны головного мозга и сердца, мультисистемный воспалительный синдром, сообщают в Минздраве РТ.

«Дочь, ей 16, заразилась ковидом от нас. Но мы никак не ожидали, что она попадёт в больницу, да ещё окажется в плохом состоянии: неожиданно выявились проблемы с печенью», – разводит руками жительница Нижнекамска Галия Гарафутдинова.

В Минздраве РТ отмечают, что вакцинация подростков может начаться уже в конце января. «Спутник-М» предназначен для вакцинации детей, начиная с 12 лет. Прививка, как и одноимённая вакцина для взрослых, делается в два подхода с интервалом в три недели. Противопоказания – острые инфекционные заболевания или неинфекционные в стадии обострения, тяжёлые аллергические реакции на прививки.

Как понять, что это он?

«Симптомы омикрона совпадают с признаками ОРВИ: слабость, температура, першение в горле, заложенность носа, а вот нарушения обоняния и вкуса наблюдаются реже, – рассказывает д. м. н., профессор, завкафедрой фтизиатрии и пульмонологии КГМА Равиль Валиев. – При этих признаках нельзя выходить в общественные места, ведь человек может быть уже очень заразен. Призываю каждого вести себя ответственно. Здоровым тоже расслабляться нельзя, помня о гораздо более высокой контагиозности штамма омикронапо сравнению с другими разновидностями вируса. Поэтому – ношение масок не для проформы, а правильное, социальная дистанция, избегание рукопожатий и мест скопления людей. Ну и, конечно, надо прививаться».

Беспокоит, что вакцинация шла со скрипом, а теперь наблюдаются низкие темпы ревакцинации, отмечает Равиль Валиев (притом что число привитых приближается к 2 млн, ревакцинировались, по данным Минздрава республики, лишь около 150 тыс).

«Нельзя снова проиграть в информационной войне, – подчёркивает завкафедрой фтизиатрии и пульмонологии КГМА. – Антипрививочники используют резонансную тему для роста дешёвой популярности. Но если многие из них сегодня имеют вес, сравнимый с влиянием СМИ, относиться к тому, какие идеи они транслируют, нужно соответственно. Рычаги влияния есть. Например, надо, чтобы рекламодатели этих блогеров думали, давать ли деньги тем, кто своими антинаучными идеями способен нанести здоровью людей вред. К информационной кампании по ревакцинации нужно привлечь психологов, социологов. Для одной возрастной группы будут работать газеты, для других – блогеры, а для бабушки в деревне главный инфоканал – сарафанное радио. Технологии разработаны, а вот почему ими не пользуются – вопрос».