Земля царицы Сююмбике. 280 лет назад была основана Татарская Каргала

Примерно в 10 километрах на север от Оренбурга, на берегу реки Сакмара раскинулось одно из самых старых сёл соседней области – Татарская Каргала. Попадая сюда, ты словно оказываешься в одной из старых слобод Казани: минареты мечетей, дома в национальном стиле, колоритные жители... По легенде, именно из этих мест происходили предки знаменитой царицы Сююмбике. И до сих пор, когда тут роют фундаменты для новых домов, встречаются в земле удивительные находки.

   
   

Вот уже три века село остаётся центром татарской культуры в Оренбуржье. Отсюда вышли многие известные люди – купцы, политики, воины – защитники Отечества. И хотя точная дата, когда здесь поселились первые татары, неизвестна, в архивах сохранился указ Сената от 23 августа 1744 года о создании Каргалинской слободы, ставшей вскоре важным центром купечества в губернии.

Непокорённая земля

Археологические находки в окрестностях Татарской Каргалы показывают, что ещё в глубокой древности тут были стоянки кипчаков. По Сакмаре проходили границы двух мощных государств Средневековья: Волжской Булгарии и Хазарского каганата.

«До присоединения к России в конце XVI века эти земли являлись окраиной Ногайской Орды. И возможно даже, что наша знаменитая Сююмбике в детстве могла в очень жаркие для юга летние месяцы проводить какое-то время на летней кочевке вдоль берегов рек Бузулук, Самара и др.» - считает казанский писатель и исследователь Лирон Хамидуллин.

Татарская Каргала 

По изысканиям Ахмета ага Булатова, названия рек Бузулук (Бозаулык по-тюркски) и Самара (Сәмәр), текущих в сторону Волги от Оренбурга, появились еще в период вхождения этих мест в состав Тюркского каганата. Эти слова, означающие названия рек или каких-либо иных природных мест, встречаются и в других регионах Евразии, например, в причерноморских степях, где уже со времен скифов обитали тюркские племена. Слово Самар (Сәмәр) означает места, где растут фруктовые деревья. В данном случае название реки, впадающий в Волгу у современного города Самара, связано было с тем, что в этих местах росли дикие яблони, вишни, сливы (терн), малина и т. д. В лесочках этой лесостепной зоны и поныне обильно плодоносят вишни, терн, малина, изредка встречаются и дикие яблони. А чуточку южнее от этих мест, за рекой Урал начинается ковыльная степь, тянущаяся на тысячи километров к югу. И как пишут некоторые историки, основатель Казанского ханства Улуг-Мухаммад хан ушел с престола в Золотой Орде именно после поражения своих войск у этой реки Самары.

По данным историка Петра Рычкова, с первых дней участвовавшего в строительстве Оренбурга, близ места, где сегодня располагается Татарская Каргала, когда-то находилась столица кипчакского хана Бачмана — городок Актюба. При строительстве новых домов 200 лет назад еще находили останки данного крупного поселения XIII века. Там же были найдены каменные надгробные памятники, в том числе  в честь самого хана Бачмана. Именно он смог оказать первое серьёзное сопротивление войскам внука Чингис-хана – Бату- хану (Батыю в русской транскрипции). Надписи на этом памятнике тогда были прочитаны по просьбе Рычкова «муллой, знающим старую татарскую письменность». Письмена указывали, что фактически здесь были первые сражения перед монгольским нашествием на Европу.

Хан Бачман не смог одолеть орды монголов Батыя: в одном из сражений был пленён, а затем казнён. Но имя хана навсегда осталось в ногайских легендах.

   
   

«Отсюда с Азией торговать будем»

Образованный и активный оренбургский губернатор Иван Неплюев, назначенный на должность в  1744 году, прекрасно понимал важность организации торговли России с Азией. Именно Неплюев, изучив возможные варианты, предложил дать разрешение на переселение 200 семей татарских торговцев в местечко Каргала под Оренбургом. Но некоторые купцы, в том числе Сагит Хаялин (он был родом из села Маметова Пустошь (ныне Богатые Сабы Казанской губернии) появились здесь еще годом раньше, и обосновались не в Каргале, а на 20 километров восточнее. Новый посад был наименован «Сагыйт бистәсе» — по имени этого купца. А в Оренбуржье до сих пор существуют две Каргалы – русская и татарская.

Согласно указу Сената, татарским купцам разрешалось переселять в Сеитов посад мастеров разных ремесел и обслугу. К концу 1740-х годов сюда было переселено 173 семьи, в том числе несколько семей имамов. Отсюда первые караваны татарских купцов уже в 1749 году были отправлены в Бухару и Хиву.

Сеитовская слобода оказалась исключительно удачным местом и с точки зрения, как сказали бы сейчас, транспортной логистики. На юге села бежала Сакмара, которая через 25 километров впадала в Урал. А через само село проходила новая казанская дорога, которую начали строить в начале XVIII века. Именно по ней полвека спустя войска Емельяна Пугачёва пройдут от Оренбурга до Казани и возьмут столицу Татарстана. По ней же в 1833 году проедет из Казани в Оренбург великий поэт Александр Пушкин, собирая материал для будущей повести «Капитанская дочка».

Существует эта дорога и поныне, являясь главной автомобильной артерией Р-239, связывающей два соседних региона.

А в середине VXIII века русские купцы, в том числе казанские Кекины, пользовались тогда услугами каргалинских купцов для перевалки товаров. И повторялись такие поездки через каждые 2—3 года. Среднеазиатские купцы тоже стали регулярно посещать Оренбург, останавливаясь на его южной окраине — в поселке «Меновый двор» (сейчас это железнодорожная станция на юге города).

Тропами истории

Указом императрицы Елизаветы Петровны было разрешено строить здесь и мечети. В Меновом дворе и в Сеитовом Посаде первые мечети были построены в 1749 году. Одна из них – как раз в Татарской Каргале – существует и поныне. Это каменная мечеть «Куш Манара» - старейшая на Южном Урале. Конечно, за прошедшие 270 лет здание её неоднократно ремонтировалось, во времена Советской власти были снесены минареты (их было два), с 1932 года здание использовалось под складское помещение.

Сегодня мечеть возвращена верующим, над ней надстроен один деревянный минарет. Кстати, «Куш Манара» старше самой старой сохранившейся до наших дней мечети Казани – Аль-Марджани, год постройки которой – 1770-й.

Первым имамом Сеидова посада стал мулла Габдусалям Уразмухаммед, переехавший сюда в 1746 году из села Ташкичу современного Арского района Татарстана. Он же открыл здесь первую школу-медресе. И считается первым поэтом здешних мест: стихи Габдусаляма Урая вошли в «Татарскую поэтическую антологию». А его внук Абульманих Каргалый стал классиком татарской поэзии XIX века.

К концу того века в селе было 12 мечетей и 15 известных по всему краю учебных заведений. Здесь жили или обучались видные татарские просветители и поэты, писатели Валид ишан, Ишнияз бине Ширнияз, Габдерахим Утыз Имяни, Хибатулла Салихов и др.

Здесь же обучался и стал третьим по счету окружным ахуном, а затем первым официальным муфтием мусульман тогдашней всей России Мухаммеджан Хусаинов аль-Джабали аль-Бурундуки. Он был назначен на должность муфтия по указу императрицы Екатерины II и возглавлял это важнейшее учреждение мусульман России около 50 лет. Одна из его дочерей, получившая образование в Петербурге, была замужем за казахским ханом.

Татарская Каргала Фото: Министерство культуры Оренбургской области

Сегодня Татарская Каргала – ближайший пригород Оренбурга, застроенное уже вполне современными коттеджами, крупное и многолюдное. Но если прогуляться по его улицам, то в глаза там и сям бросаются потрясающие следы истории. Старинные строения из кирпича, с мощными кованными воротами, руины Гостиного двора, где когда-то останавливались даже индийские торговцы. Вплотную к селу примыкает и уникальное Каргалинское кладбище с древними надгробными камнями и пятью мавзолеями. Имена похороненных здесь в большинстве уже забыты, но живущие ныне помнят о великом прошлом своего села и свято чтят традиции предков.