«Сердце обжигает». Какую комедию по рассказам Шукшина поставили в Казани

Главным героем спектакля стал собирательный образ простого русского человека, созданный на основе восьми рассказов Василия Шукшина. © / Ирина Ерохина / казанский ТЮЗ

Под занавес театрального сезона в Казанском ТЮЗе состоялась премьера спектакля по рассказам Василия Шукшина «Одна нога на берегу, другая — в лодке» (14+). Постановка создана в рамках федерального проекта «Культура малой Родины». 

   
   

«И не плыть нельзя, и плыть вроде как страшновато»

Режиссёр Лилия Ахметзянова назвала свой спектакль почти комедией: «Ведь что такое комедия? Это трагедия, случившаяся не с нами».

Режиссёр Лилия Ахметзянова и актёр Виталий Дмитриев. Фото: АиФ

Главным героем спектакля стал собирательный образ простого русского человека, созданный на основе восьми рассказов Шукшина 1960-1970-х годов. Это «Светлые души», «Микроскоп», «Степка», «Чудик»,» Мой зять украл машину дров», «Три грации», «Привет Сивому!» и «Жена мужа в Париж провожала». Вот простой работяга тайком тратит скопленные женой деньги на микроскоп, который ему вроде бы совсем не нужен. А вот человек, которому осталось отсидеть в колонии всего три месяца, бежит из заключения, потому что ужасно соскучился по дому.  В народе таких людей называют чудаками, их поиски правды жизни не понимают, ругают... Спектакль ТЮЗа как раз и предлагает задуматься о том, чего хочет обычный человек, как ему стать счастливым.

Все восемь образов одновременно сыграл актёр Виталий Дмитриев. Это его первая главная роль.

Скопленные женой деньги муж потратил... на микроскоп. Фото: казанский ТЮЗ/ Ирина Ерохина

Первый акт посвящён жизни в деревне, второй - про жизнь в городе. И тут и там герой не может найти себя - переживает драму.  О ней говорит само название постановки -  цитата Шукшина. В 1967 году он писал: «Так у меня вышло к сорока годам, что я — ни городской до конца, ни деревенский уже. Ужасно неудобное положение. Это даже — не между стульев, а скорее так: одна нога на берегу, другая в лодке. И не плыть нельзя, и плыть вроде как страшновато. Долго в таком состоянии пребывать нельзя, я знаю — упадешь. Не падения страшусь (какое падение? откуда?) — очень уж, действительно, неудобно. Но и в этом моем положении есть свои «плюсы». От сравнений, от всяческих «оттуда — сюда» и «отсюда — туда» невольно приходят мысли не только о «деревне» и о «городе» — о России».

Ещё одна цитата Шукшина использована в инсталляции в фойе театра, специально созданной для этого спектакля: «Не могу жить в деревне. Но бывать там люблю — сердце обжигает».

Фото: казанский ТЮЗ/ Ольга Любимова

Хочется просто поговорить

Лилия Ахметзянова начала работать над произведениями Шукшина ещё во время учёбы в ГИТИСе. «Мы с моим мастером выпустили студенческий выпускной спектакль, - рассказала режиссёр. -  Но какие-то отрывки, например, рассказ «Мой зять украл машину дров»,  в него не вошли. И я себе сказала: «Я сделаю спектакль, в который он войдёт!». Мне хотелось просто поговорить о людях, о жизни. Думаю, что это суперактуально сегодня».

   
   

Команда Лилия Ахметзяновой решила сделать финал спектакля открытым - не ставить точку, как это сделал Шукшин в своём рассказе.

Первый акт посвящён жизни в деревне, второй - про жизнь в городе. Фото: казанский ТЮЗ/ Ирина Ерохина

«Мы чуть-чуть дофантазировали, - говорит режиссёр. - В финале я задумала создать альтернативную реальность - все персонажи выходят и возвращают главному герои какие-то вещи, которые могли бы судьбоносно поменять его жизнь - куртку, микроскоп… И я надеюсь, что каждый для себя определит, чем закончится драма героя, что он будет делать, каждый для себя сделает какой-то выбор».