«Гармоничное общество сложится само собой, если каждый человек будет жить себе в радость, получать удовольствие», - уверена Асия Миннуллина, автор знаковых скульптур Казани. Среди её работ - памятники Благотворителю у кремля и Кул Гали в парке Тысячелетия, композиции «Загадки Шурале» возле театра Камала и «Ожидание» в сквере Аксёнова.
Трудовая гармония
Ольга Любимова, «АиФ-Казань»: Асия Миннивалеевна, в ноябре у вас юбилей. Как отметите?
- О юбилее даже не думаю! Радуюсь, что у меня наконец-то есть мастерская за городом, где я работаю с детьми (так называю своих студентов). Кто-то из них живёт там постоянно, кто-то приезжает. И свою городскую мастерскую я оставила ученикам.
В их возрасте у меня не то что мастерской – ничего своего не было. Моя молодость, которая даётся человеку один раз, ушла на то, что я перебивалась с заказа на заказ ради куска хлеба. Хочу, чтобы у ребят, только окончивших институт, всё было в самом начале. Поэтому деньги, которые приходят, не коплю на чёрный день, а использую по полной. Сейчас строю мастерскую для работы с металлом, где мы вместе будем трудиться.
Вместе с учениками разрабатываю новые скульптурные композиции. Нам назвали 70 мест, где они могут быть установлены. Идут обсуждения с архитекторами, чтобы начать работу над скульптурой, когда ещё только задумывается парк, улица.
- Вы помните свою первую работу в Казани?
- Это памятник «афганцам» возле Издательства. Я старалась рассказать о войне предметами, с помощью вещей, которые остались после человека. На камнях как бы разбросаны рюкзак, фляжка, карта, бинокль…
В 70-80-е многие районы заказывали памятники героям Великой Отечественной. Причём каждой деревне нужен был исключительно солдат с автоматом. Я объясняла председателю сельсовета: «Представьте, сумерки, стадо идёт домой. И вдруг такой агрессивный силуэт. Молоко же может у коровы пропасть от страха! (Смеётся.)
В 70-80-е и Казань была наполнена памятниками убиенным героям, превращавшими город в какой-то мемориал. Мимо этих скульптур человек шёл на работу, каждый день наблюдая на пьедестале какого-то уставшего человека. Наверное, это соответствовало формуле «работа - дом - работа», по которой жили наши родители. Но человек приходит в мир не для того, чтобы отработать свой срок, а чтобы умереть счастливым.
- Ваши работы посвящены жизни, а вы говорите о смерти…
- О смерти надо говорить – ничего в этом зазорного нет. У татар есть обычай во время похорон. Мулла читает молитву возле усопшего, оборачивается к стоящим рядом людям и спрашивает, хороший ли был человек. Если в ответ молчание, значит, плохой. Когда хоронили мою бабушку, в ответ на вопрос муллы звучал стройный хор голосов. Так могут относиться только к человеку, любившему жить.
- Вам никогда не хотелось уехать в страну, где люди гораздо лучше, чем мы, умеют украсить свою жизнь?
- Очень легко могла бы это сделать. Одно время все хотели уехать. А сейчас пошёл обратный процесс, потому что люди понимают: там ты всё равно чужой. Чужая жизнь не принесёт счастья. Эту радость можно получить только там, где вырос. К тому же во многих зарубежных странах люди всё-таки больше думают о себе, чем мы. Мы общинные люди.
Лекарство от тирании
- Что, на ваш взгляд, первостепенно: человек или общество?
- Не надо противопоставлять. Общество складывается само собой, если каждый человек живёт себе в радость. У каждого человека есть чувство гармонии – он интуитивно чувствует, что гармонично и хорошо, а что – нет.
- Откуда же берутся такие люди, как Сталин, например?
- Каждый хочет получать удовольствие от жизни по-своему. Для Сталина гармонией было безжалостное исключение из жизни неудобных для него людей. Он оставлял ту часть народа, которой можно спокойно управлять, - послушную массу. Может быть, в детстве такой ребёнок – будущий тиран получал удовольствие, мучая кошку, а взрослые не обращали на это внимание…
Банально звучит, но важно воспитание. Я в восторге от того, как относятся к детям в Японии. Человек не может вырасти жестоким, если его с детства приводят смотреть на цветущую сакуру. К тому же там никогда не ставят на руководящие посты человека, у которого нет хобби, если он не пишет стихи или музыку, не увлекается живописью. Топ-менеджер обязательно должен заниматься каким-то видом искусства. Только тогда он может быть эффективным.
- Каждый ли известный человек имеет право на памятник? В скульптуру «Тысячелетие России», появившуюся в Новгороде в 1862 году, не взяли Ивана Грозного, потому что он пролил много крови. А сейчас памятники этому царю в России есть.
- Такие вещи позволяют себе поклонники всяческих «измов» (разных модных направлений в искусстве. - Прим. авт.). Но любая мода проходит. Да, сегодня некоторые плохо информированные люди получили доступ к деньгам и могут вынести на улицы города свое личное отношение к историческому персонажу. В том числе и Грозного в бронзе поставить – в силу своего понимания этого образа. Но не задумываются, что значит для нашего времени Иван Грозный, актуален ли он.
Агрессивные формы
- Сейчас в большой моде Даши Намдаков. И в Казани возле «Чаши» стоят его работы.
- На мой взгляд, у Намдакова есть очень хорошие вещи, но они интерьерные. Он не монументалист. Для города эти силуэты, которые хорошо смотрятся в малых формах, немного странноваты. Так, у скульптур возле «Чаши», много острых деталей. Поэтому силуэт скульптуры – то, что в первую очередь видит человек, может восприниматься как агрессивный.
- Вы преподавали в филиале Суриковского института, который недавно закрыли. Что будет с вашими студентами?
- Кто-то уедет в Москву, многие останутся в Казани. Пусть филиал закрылся, но скульптурное отделение подготовило 12 человек. Кроме того, филиал выпустил много живописцев и графиков. Раньше они после училища уезжали учиться в Москву, большинство оставались там. Теперь же у нас появились молодые скульпторы, на выставкомах не протолкнуться...
Когда педагоги собрались «отметить» закрытие филиала, я сказала: «Давайте поблагодарим судьбу за то, что у нас была возможность открыть этот филиал, выпустить студентов».