Аккорды вечности. Как казанцы напомнили немцам о 22 июня

Из личного архива / АиФ

«Россия неотделима от Европы. Именно поэтому так важно идти навстречу друг другу и поддерживать диалог».  Станислав Тиллих, премьер-министр земли Саксония, произнёс эти слова 22 июня, в День памяти и скорби, в Берлинском кафедральном соборе.

   
   

Зал, рассчитанный на полторы тысячи мест, был переполнен. Органный концерт ректора Казанской консерватории, профессора Рубина Абдуллина, который завершил памятные мероприятия, продолжался один час. Когда отзвучал последний аккорд, наступила тишина. 

Кровоточащая дата

- Что вы почувствовали в этот момент, Рубин Кабирович?

- То, что слушатели поняли всё, что я хотел сказать. Потом, конечно, были и аплодисменты, и цветы, и различные встречи, в том числе и с земляками. Наших там много. Есть даже выпускники консерватории. Людские судьбы порой причудливо пересекаются. 

Фото: Фото filarmonia.perm.ru

- Какая публика была в зале?

- Акцию открыли Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ в ФРГ и Председатель бундесрата ФРГ. Оба высказали общую мысль: историческая память необходима, чтобы избежать самообмана, разжигания вражды и фанатизма. Среди слушателей были не только депутаты и члены Федерального парламента Германии, дипломаты, ветераны-антифашисты, но и прихожане. Яблоку было негде упасть, так бывает редко. 

Досье
Рубин Абдуллин родился в 1950 году в г. Йошкар-Оле. Окончил Казанскую (фортепиано) и Ленинградскую (орган) государственные консерватории. Лауреат Госпремии РФ, народный артист РФ и РТ.
   
   

- Однако 75-летие начала войны далеко не у всех немцев вызвало однозначную реакцию... 

- В день концерта и накануне вокруг собора были предприняты соответствующие меры безопасности. Масса полицейских, ограждения, пикеты с лозунгами, текст которых я не успел прочесть. Но в самом соборе всё было спокойно, чему я рад. Здесь главенствовала музыка, а не политика. Впрочем, вопреки поговорке, даже когда говорили пушки, музы не молчали. Вспомним хотя бы премьеру 7-й симфонии Д. Шостаковича в осаждённом Ленинграде. А 22 июня 1941 года - кровоточащая дата и для нас, и для всех, кого опалила война. 

Фото: АиФ/ Из личного архива

- Вы - единственный от РФ музыкант, который выступил в такой день в Берлине со специально составленной программой. Как это получилось?

- 17 мая к министру культуры РФ В. Мединскому обратился Посол РФ в ФРГ В. Гринин с просьбой командировать меня в Берлин для выступления именно в этот день. Я и раньше часто концертировал в Германии. В феврале состоялись памятные вечера, посвящённые юбилею Мусы Джалиля. Их организовали представительство Россотрудничества в Германии и Союз татар ФРГ «Татарлар Дойчланд». Они обратились в Казанскую консерваторию с просьбой оказать содействие в проведении памятных вечеров. Мы командировали на юбилейные мероприятия концерт­мейстера Алсу Барышникову и двух наших студентов - Данила Шаймуллина и Ярамира Низамутдинова. Они выступили с вокальным циклом Р. Яхина «Моабитская тетрадь», а также с ариями из оперы Н. Жиганова «Джалиль». Консерватория получила благодарственные письма от организаторов. Концерт стал знаковым событием культурной жизни и вызвал самые благожелательные отклики публики и прессы. Для наших музыкантов это было первым зарубежным выступлением и явно не последним. Татарстан и нашу консерваторию они представили достойно! И следующий проект реализовался уже 22 июня, на сей раз с моим участием. 

Негатив и позитив

- С какой программой вы выступили?

- Составить её было делом нелёгким. Ведь это не просто концерт, а музыкальный «месседж» (послание. - Прим. ред.), что предполагает наличие драматургии в подборе произведений. Сразу решил, что обязательно включу Пассакалию Д. Шостаковича. В этой музыке - пик человеческой трагедии!

Фото: АиФ/ Из личного архива

Немногие сочинения для органа выражают тему любви, оптимизма так ярко, как произведения белорусского композитора Олега Янченко. Он сам в детстве перенёс ужасы войны, его чудом спасли из горящего эшелона… В зрелом возрасте он написал музыку к художественному фильму «Иди и смотри» режиссёра Элема Климова. Его произведение «Медитация» с её жизнеутверждающей кульминацией я также включил в программу.

Один из вариантов программы предполагал фрагменты из «Картинок с выставки» М. Мусоргского. Во второй полагал включить произведение С. Губайдулиной «Светлое и тёмное». Это две стороны жизни любого человека, да и истории человечества тоже. Организаторы выбрали вариант, где были сочинения немецкой классики - Бах, Мендельсон и Брамс. 6-я соната Мендельсона основана на хорале «Отче наш». Божественная тема должна была прозвучать в программе, посвящённой памяти и скорби, вере и надежде, покаянию и примирению. Молитва - это воззвание к Вечности, мольба о помощи, гармонии и понимании. Судя по продолжительной тишине в зале, которая наступила после часового концерта в соборе, моё послание отправилось по точному адресу. 

- Судя по всему, Казанская консерватория наладила плодо­творные контакты с Германией…

- У нас действительно сложились творческие партнёрские контакты. К примеру, замечательный музыкант Лео Кремер несколько раз в год выступает с концертами в Казани. А недавно он поставил на сцене консерватории оперу Моцарта «Дон Жуан». В ней участвовали только наши студенты. Концертное исполнение в костюмах и гриме. Кроме вокальных данных будущие исполнители продемонстрировали ещё и знание иностранных языков, ведь в лучших театрах мира оперы исполняются только на языке оригинала. Кстати, яхинский цикл «Маобитская тетрадь» исполняли в Германии по-татарски. Я думаю, что и в Берлине, и в Магдебурге не впервые со сцены прозвучала татарская речь. Диаспора это оценила. 

Фото: АиФ/ Из личного архива

- А вы сами посещали Моабитскую тюрьму, где татарский поэт-антифашист написал свою знаменитую «Тетрадь»?

- Да, конечно. Посетил кладбище, где хоронили узников. А вот в бункере Гитлера, который до сих пор стоит в Берлине и поражает мрачным внешним видом, не был, хотя это популярный туристический объект. У меня негативное отношение к таким памятникам истории.

Атмосфера, сложившаяся вокруг кафедрального собора, укрепила мою позицию. Я понимаю, что каждый вправе иметь свой собственный взгляд на минувшую войну, на сегодняшние реалии и на всё остальное. Но главное - быть человеком и не называть холокост клеем для обоев. На то и существует память, предостерегающая от бед, трагедий и ошибок не только конкретного индивидуума, но и человечество в целом. 

Посвящение

- Каковы ваши личные впечатления от своего необычного концерта?

- В Германии в каждом храме есть орган. Поэтому регулярные выступления органистов редко собирают полные залы. 60-100 слушателей - уже хорошо. А здесь - полторы тысячи! Огромная ответственность. Ни одной нотой нельзя солгать. Успех этого концерта - это успех великой музыки. Ну и мой, наверное, чуть-чуть личный успех (смеётся). Мне было приятно услышать тёплые слова от Посла РФ в ФРГ, от простых слушателей, среди которых были люди разных национальностей, поколений и вероисповедания. Возможно, кто-то впервые посетил кафедральный собор. Музыка не требует перевода, визы, паспорта, она адресована душе. 

- Неонацистов ни музыкой, ни акциями не проймёшь… Да и чёрные копатели не обеспокоены муками совести…

- Бункер Гитлера не снесён, как Бастилия. Он напоминает, что идея жива, шевелится, требует новых жертв. А земля пропитана кровью. В Берлине много скверов, парков, садов и цветов. Но мне отчего-то думается: на чём всё это великолепие произрастает?