Аида Гарифуллина о маме, учителях, Пласидо Доминго и выпускном платье

Мария Зверева / АиФ-Казань

АиФ-Казань: В первую очередь, хотелось бы поздравить Вас с успехом в Вашем, безусловно, знаменательном выступлении в дуэте с Пласидо Доминго. Ваша красота, талант, блистательное окружение, победы в международных конкурсах – все свидетельствует о том, что ваша карьера складывается так, словно Вы выиграли счастливый билет в лотерею?

   
   

Аида Гарифуллина: Удача и судьба, многочисленные счастливые случайности – все это выглядит так, будто жизнь мне действительно дает некий аванс. Но не все так гладко, как это может выглядеть, и за успехом, если честно, мои бесконечные волнения, сомнения, вопросы, то, что называют муками творчества. И если раньше мне казалось, что «муки творчества» это всего лишь красивая фраза, и достаточно просто красиво спеть и хорошо выглядеть, а музыка сама растопит любое сердце, то сейчас я осознаю ответственность, я каждый день должна оправдывать своей работой, своим искусством все то что подарила мне судьба.

Фото: АиФ-Казань / Мария Зверева

АиФ-Казань: Как случай свел Вас с такими знаковыми фигурами, как Валерий Гергиев, Пласидо Доминго?

Аида Гарифуллина: Надо сказать, я ни дня не сидела, что называется, сложа руки. Сколько я себя помню, я постоянно пела. И вот здесь я должна отдать должное моей любимой маме: это она мой поводырь, мой «толкач», если хотите. Мы постоянно ездили с ней на всевозможные конкурсы, благотворительные концерты, много выступали бесплатно, выискивали средства на поездки и эффектные платья. Так оказались на благотворительном концерте в Англии, где меня заметил Валерий Абисалович, и предложил спеть партию Адины в «Любовном напитке» и партию Сюзанны «Свадьбе Фигаро» в Мариинском театре.  Так же случилось и с Arena di Verona, где мне представился счастливый случай спеть Джульетту и меня заметил Пласидо Доминго, и пригласил участвовать в конкурсе Operalia.

АиФ-Казань: Пласидо Доминго, безусловно, оперная звезда мирового масштаба и несомненного влияния в оперном мире. Вы довольно близко с ним знакомы, как складываются Ваши профессиональные и личные, человеческие отношения?

Аида Гарифуллина: Пласидо Доминго совершенно невероятный человек, от которого я сразу же почувствовала какое-то тепло, отеческое покровительство. И, что самое главное, и по-настоящему ценное, так это то, что мы совпали музыкально. Ведь как часто бывает, что прекрасные певцы и музыканты, уникальные голоса, каждый из которых в отдельности слушать наслаждение, в квартете, например, не создают ансамбля, не звучат. Как только я встала рядом с Пласидо Доминго, я поняла, что его величие в том, что он приобретает формат поющего рядом. Он выдающийся ансамблист. С ним очень комфортно, в нем нет ни капли высокомерия и, вместе с тем, он подтягивает до своего уровня.

   
   

АиФ-Казань: Как вы считаете, была ли победа в конкурсе Operalia обусловлена личным отношением к Вам Доминго?

Аида Гарифуллина: Конечно, мне было бы лестно так думать, но, думаю, что нет.  Мы выступали среди очень сильных конкурентов – когда мы услышали, как там поют, невозможно было поверить в возможность занять первое место. Этот конкурс был связан с очень большим волнением для нас, и я не зря говорю здесь мы, потому что это была команда, меня очень поддерживали моя мама и мой педагог по вокалу, Миляуша Амировна Таминдарова. Не могу сказать, что победа была простой, но если меня так высоко оценили на международном уровне, то для меня это знак судьбы.

АиФ-Казань: Вы вышли на широкую аудиторию как певица в жанре кроссовер, смешивающем оперную классику и эстраду, в проектах с Тимати и Филиппом Киркоровым. Почему Вы предпочли, в конечном счете, академическое пение?

Аида Гарифуллина: Кроссовер – жанр очень яркий, эффектный и незатратный для певца, ты поешь в микрофон и лишен многих хлопот, электронная озвучка доносит звук до публики. Но я поверила в свои силы. Наверное, мне помогли в этом и участие в Опералии, и правильные педагоги, и уроки пения у знаменитых мастеров. Оперный жанр очень сложный, здесь много техники, ведь нужно заполнить весь зал звуком.

АиФ-Казань: Аида, позвольте полюбопытствовать, как происходит процесс становления оперной звезды? Ведь любой музыкальный талант требует постоянной работы, зачастую не одного человека? Кто Ваши педагоги?

Аида Гарифуллина: Вы знаете, здесь мне опять невероятно повезло. У меня сложилась на сегодняшний день моя личная творческая команда, мое «секретное оружие», если хотите. Это и замечательный пианист и аккомпаниатор Алсу Барышникова, уникальный знаток вокальной техники Венера Федотова, и, конечно, мой педагог и стратег Миляуша Таминдарова.  В пении – как в спорте, становление звезды невозможно без опытных тренеров, узких специалистов. Это всегда слаженная работа очень многих высококлассных профессионалов. Ну, и, конечно же, бесконечная внутренняя работа над собой.

Я много занимаюсь йогой и фитнесом, поскольку пение – это все же телесное искусство и от физической формы певца многое зависит, у меня есть педагог по постановке голоса. Помимо этого, я беру лекции по русской музыкальной литературе. Это очень важный момент для меня, поскольку музыкальное образование я получала в Венской консерватории, на чужом языке,  и я чувствую свои пробелы в русской и татарской музыке.

Фото: АиФ-Казань / Мария Зверева

АиФ-Казань: Ощущаете ли Вы свои корни, чувствуете ли Вы себя татарской певицей?

Аида Гарифуллина: Конечно, я чувствую себя татаркой, и очень сожалею, что к концерту с Пласидо Доминго просто не успела подготовить номера на татарском языке. Меня очень увлекают и техника исполнения мелизмов, и протяжное пение озынкой, все что свойственно татарскому пению. Я беру на себя обязательство перед слушателями включить в свой репертуар татарские песни.

АиФ-Казань: Ваша безупречная элегантность как на сцене, так и в обычной жизни никого не оставляют равнодушным, как Вашу мужскую, так и женскую аудиторию. Как Вам это удается? Может быть, у Вас, как у иконы стиля татарской оперной сцены, есть несколько советов, ведь сейчас как раз пора выпускных, и вопросы эффектного образа, платья и стиля волнуют многих девушек и их родителей?

Аида Гарифуллина: Я придаю внешнему виду большое значение. Для меня это прежде всего уважение к публике, поскольку внутренний и внешний образ на сцене едины. Те образы, которые возникают, когда тебя слышат, всегда дополняются тем, как тебя видят. Любая небрежность в наряде может просто не донести красоту музыки. Поэтому я очень внимательна и придирчива в выборе концертного или вечернего платья.

В повседневной жизни я очень люблю простоту, отсутствие сложного макияжа. Вообще, я люблю моду, мне очень нравится комбинировать. Мне кажется, лучше купить одну-две дорогих вещи, может быть от известных, или, наоборот, молодых дизайнеров, которые можно сочетать с более простыми, недорогими вещами, но которые будут долго служить основой стиля, подчеркивать индивидуальность. Я часто руководствуюсь такими словами: «Богатство кричит, а роскошь шепчет». Мне очень нравится эта фраза и мне кажется, что она может пригодится девушкам, стремящимся к элегантности.

АиФ-Казань: Аида, а Вы вообще строгий критик по отношению к себе? Есть ли у Вас какая-то черта, которая Вам не нравится, что Вы хотели бы изменить в себе?

Аида Гарифуллина: Если бы я могла изменить в себе свою природную застенчивость, которая очень часто меня правда стесняет. Я довольно закрытый, внутренне сдержанный человек, и часто могу переживать очень сильные чувства глубоко внутри себя, совершенно не подавая вида. Некоторым кажется, что это признак высокомерия, однако это не так. Я ценю каждую встречу со своей публикой, люблю ее, и очень надеюсь на ее взаимность.

АиФ-Казань: Аида, кажется, Вы рассказали нам уже так много, но все-таки один вопрос остался: каковы Ваши творческие планы?

Аида Гарифуллина: Мое будущее мне представляется еще более интересным! Сейчас у меня очень плотный график репетиций и спектаклей, с сентября ожидается совершенно новый режим, поскольку я приступаю к работе в Венской Штатс-Опере (Венской Государственной Опере), с которой я недавно подписала контракт. Также в планах запись диска с английской звукозаписывающей студией DECA, и, конечно же, сотрудничество с любимой Мариинкой.