Режиссер Алексей Барыкин о кино, меценатстве и неслучайных «случайностях»

Дюжев и другие звёзды сыграли в «Заступнице» Алексея Барыкина (слева) за символический гонорар. Фото: из архива А.Барыкина

Программа максимум

   
   

- Алексей Александрович, какой по счёту этот ваш фильм?

- 14-й или 15-й.

Досье
Алексей Барыкин родился в Казани, в 1980 г. Художественный руководитель «Казанской киностудии», старший преподаватель Казанского государственного университета культуры и искусств. Женат, дочери 4 года.

- Ваш меценат - Андрей Колмаков. Кто он?

- Достаточно скрытный человек, много о себе не рассказывает. Финансовый бизнес у него в Москве, хотя постоянно живёт в Казани. «Заступница» – наш первый совместный проект, который возник по инициативе г-на Колмакова. Роль сыграл случай. В 2009г. я снял художественный фильм «Архимандрит Сергий», посвящённый новомученикам Зилантова монастыря. Он понравился в Казанской епархии, и когда А. Колмаков изъявил желание снять фильм об иконе Казанской Божьей Матери в связи с её 400-летием, то в Богородицком монастыре ему рассказали обо мне. Я предложил несколько вариантов сценария: подешевле и подороже, и он избрал программу максимум. Т.е. глобальные экспедиции, включая Иерусалим, московские звёзды и т.д. В итоге бюджет фильма составил более 2,5 млн. руб.

- «Архимандрит Сергий» был снят по заказу епархии?

- По заказу Минкультуры РФ. Мы сняли его в формате монодрамы в Казани, в Верхнеуслонском районе и, конечно, в Зилантовом монастыре.

   
   

- Вам не прискорбно, что никто это не видел?

- Он участвовал в фестивалях, на премьере в кинотеатре «Мир» был аншлаг. Но, в отличие от «Заступницы», я не был продюсером этого фильма и не отвечал за его продвижение. С госзаказами так: работу сделал, гонорар получил, хочешь продвигать фильм - сам старайся! А времени не хватает, на подходе – новые проекты…В советское время было иначе. Продвижением фильма на экран занимался не режиссёр, это не его профессия, а другие люди.

- Ваш фильм «Песня, которой не слышно» - единственный татарстанский фильм, приобретённый библиотекой Конгресса США и рядом элитных американских университетов. О чём он, ведь тоже никто не видел?

- «Песню, которой не слышно» много раз показывали в Татарстане по телевидению. У нее в интернете несколько тысяч просмотров. Это фильм о глухих студентах. Мы снимали его в ТИСБИ, где существует целая программа обучения таких ребят. Фильм номинировался на «Нику». Его премьера состоялась на Казанском кинофестивале, но там он, к сожалению, никак не был отмечен. А потом внезапно пришло приглашение по линии российско-американской программы «Открытый мир». Там очень серьезный конкурс, со всей России отбирается всего три человека. И я прошёл. В 2009г. я представил «Песню…» в Нью-Йорке и других городах. Фильм закупили многие организации, оказывающие помощь людям с ограниченными возможностями.

- И вы, наверное, разбогатели…

- Только профессионально. Пообщался с американскими коллегами, многое для себя узнал и открыл, даже прошёл что-то вроде кратковременной стажировки в киношколе университета Нью-Йорка. Я привез оттуда учебные программы, по которым обучаю сейчас своих студентов. А финансово - нет, не разбогател. Разбогатеть на продаже документального кино вообще довольно трудно.

- Но ведь у вас и телесериалы были без бюджетной поддержки…

- В 2004г. я снял 12-серийный сериал «Любовь по заданию», который прошёл по ряду российских телеканалов и получил приз Евразийской академии телевидения и радио. Финансирование коммерческое, снимались ТЮЗовские ребята, я и сам снялся в одном эпизоде. Сегодня я отечественные сериалы смотрю редко. Но зато всегда стараюсь отсматривать дорогие американские сериалы, которые снимаются для каналов Fox, HBO или ShowTime.

- Ваша фильмография свидетельствует, что творческие простои вам неведомы…

- У меня много ТВ-проектов. Что касается кино, то с 2008г. снимаю по 2-3 игровых или документальных фильма в год. «Сухая река» по сценарию Д.Осокина в 2013г. вошла в программу Каннского фестиваля. Правда, в Канны я не поехал. Будь моя воля, снимал бы только игровые фильмы. Мне это ближе…

Фото из архива А.Барыкина "Будь моя воля, снимал бы только игровые фильмы"

В круге первом

- «Киношный круг» в Казани вас устраивает?

- В Казани можно собрать команду: оператор, осветитель, звукорежиссер и др. Но – лишь на один проект. А если одновременно снимают фильмы несколько режиссеров, то людей на всех не хватит. Приходится искать профессионалов на стороне. На «Заступнице» практически всё мы сделали силами студентов и выпускников Казанского университета культуры и искусств.

- Долго ли вы писали сценарий, который привлёк таких звёзд как Д. Дюжев, И.Купченко, Н. Бурляев, О.Будина?

- Этих актёров привлекла вначале тема, а затем сценарий. Работать с ними было легко. Сценарий я писал 3 месяца. Два года назад А. Колмаков финансировал издание книги о Казанской иконе, над которой работали известные российские историки. Информация из книги легла в основу фильма. Мы получили благословение Митрополита Казанского и Татарстанского Анастасия. Наш фильм сделан в формате дорогих проектов центральных телеканалов. Ключевая идея: через историю иконы показать взаимоотношения церкви и общества на протяжении 4-х веков и, возможно, найти ключ к пониманию современных процессов.

Фото из архива А.Барыкина. Актеров вначале привлекла тема, а затем сценарий 

- Сегодня и к церкви, и к её служителям, нередко далёким от Божьих заповедей, множество претензий.

- Священники – тоже люди, а люди небезгрешны. Среди них есть много хороших, верующих людей. Думаю, что церковь нельзя оценивать только с рациональной точки зрения. Есть мистическая составляющая. Она в учении, в обрядах, в таинствах…Даже если обряды совершает далеко не святой служитель церкви, то они сами по себе – воззвание к Богу.

- Вы окончили факультет вычислительной математики и кибернетики КГУ. Такое образование не способствует вере…

- Как раз способствует. У меня вполне конструктивная вера, она основана на опыте моей жизни. Атеизм, в конце концов, тоже разновидность религии. Но атеизм недостаточно конструктивен, лично мне он не объясняет картину мироустройства. Потому что я вижу, что различные события в жизни подчиняются некоей логике, что случайности не случайны. Вся моя творческая жизнь – цепочка необъяснимых разумом обстоятельств, которые происходили очень закономерно. Вот и к «Заступнице» меня привела судьба, этот проект просто на голову свалился! Бывало, просил помощи у иконы Казанской Божьей Матери. И всё вдруг начинало получаться! Будь я атеистом, я не находил бы этому разумных объяснений.

- «Заступницу» показали в рамках фестиваля мусульманского кино. Как реагировали зрители?

- На предпремьерном показе несколько женщин в мусульманских платках встали и ушли. Я спокойно отнёсся: это не их тема, зачем им сидеть в зале? Пришли другие, кто хотел посмотреть именно «Заступницу». Зал был полный, сидели даже в проходах. Премьера состоялась на другой день, и никто не ушёл.

- Ваши дальнейшие планы тоже связаны с религиозной темой?

- Есть один сценарий... Но хочу сделать передышку, я выложился на «Заступнице». Религиозная тема для меня не просто работа. Она требует огромного напряжения внутренних сил.

- Выйдет ли «Заступница» на российский экран?

- Есть предложение о премьере в Москве 4 ноября (праздник Казанской иконы Божьей Матери. – Прим.ред). Но это пока предварительно… Все права на фильм я передал Богородицкому монастырю.