Татарстан, 29 января, АиФ-Казань. О том, как парень, до 20 лет не занимавшийся музыкой профессионально, стал солистом ведущих мировых театров, и почему во времена его юности обществу хватало духовных скреп, Ахмед Агади рассказал в интервью «АиФ-Казань».
Тенор без маски
- Ахмед Эльтифатович, чем грядущий Шаляпинский фестиваль интересен лично вам?
- В XXXI фестивале участвуют пять разных дирижёров, солисты из 10 стран мира. Многих я хорошо знаю, будет очень приятно вновь встретиться с ними на казанской сцене. Много будет певцов, для меня незнакомых, российских и зарубежных - это значит, фестиваль подарит новые знакомства, интересное общение. Приятно, что я выступаю на открытии фестиваля: 1 февраля пою партию Радамеса в премьерной «Аиде» Верди. С большим удовольствием исполню и партию персидского принца Калафа в «Турандот» Пуччини. Это мой любимый композитор, создавший замечательные мелодии, драматургию. Все оперы Пуччини: «Тоска», «Мадам Баттерфляй», «Богема», «Манон Леско» вокально очень удобны для меня. Можно свободно брать высокие теноровые ноты, петь в полный голос. В этом году в афише есть очень значимый для меня спектакль «Любовь поэта» - он принёс мне в 2008 году «Золотую маску» за лучшую мужскую роль и Госпремию РТ им. Тукая.
- Вам приходилось переживать события, похожие на те, что происходили в жизни Тукая?
- Слава богу, я не рос, как он, - один, в нищете, в болезнях, в голоде. У меня были родители, которые всю жизнь трудились ради нас, детей. Я был самым младшим среди шести братьев, четырёх сестёр, но никто меня не баловал. Отец работал чабаном, с семи лет приучал трудиться и нас. «Если работаешь, не жалея сил, – обязательно поднимешься, - говорил он. - Будешь сидеть, ничего не делать – никто тебе ничего не принесёт».
Я с детства знал, что буду певцом. В пять - шесть лет пел всё то, что слышал по радио, по телевизору - мелодии сразу запоминал. В школе выступал в вокально-инструментальном ансамбле, побеждал в музыкальных конкурсах.
Мне в жизни везло на добрых, хороших людей. В армии стал солистом военного оркестра. После службы военный дирижёр Николай Иванович Устюжанин посоветовал не возвращаться домой, в Казахстан: «У тебя талант, поступай в Новосибирское музыкальное училище». Преподаватель этого училища Нина Леонидовна Дынькина была для меня и педагогом, и воспитательницей. Таких людей сейчас уже не найдёшь. Она приглашала учеников к себе домой, старалась хорошо накормить: «Пение - это здоровье. Чтобы петь, нужны силы».
Нина Леонидовна занималась со мной не только вокалом, но и музыкальной литературой, философией, политэкономией, русским языком. Мы жили в Казахстане, я окончил казахскую школу, где русский язык преподавался как иностранный, поэтому в юности плохо им владел, это было серьёзной проблемой. Но, благодаря Нине Леонидовне, уже на третьем курсе училища сдал все предметы на пятёрки, стал лауреатом окружного конкурса вокалистов. Поступая в Московскую консерваторию, выдержал огромный конкурс, успешно сдал экзамен и по русскому языку. Уже на третьем курсе консерватории меня взяли в музыкальный театр Станиславского
ДОСЬЕ | |
---|---|
Ахмед АГАДИ родился в 1965 г. в Чимкенте. Окончил Московскую государственную консерваторию. Солист Мариинского театра. Заслуженный артист РФ, народный артист РТ. Лауреат Национальной театральной премии РФ «Золотая маска» и Госпремии РТ им. Тукая. Женат, есть сын. |
и Немировича-Данченко.
- Ваш отец – перс, мама – татарка. Вы знаете языки своих родителей?
- Отец был родом из Иранского Азербайджана, он говорил с нами по-азербайджански, дома мы разговаривали и на казахском. Татарский язык я выучил, когда пел в Казани «Алтынчеч» и «Джалиля». Сейчас свободно им владею. Но по-татарски я говорю, только когда приезжаю в Татарстан.
«Виллу на море не хочу»
- Вы гастролируете по всему миру. Чувствуете ли противостояние Запада и Востока, европейской и восточной культур, менталитета?
- Никогда этого не ощущал. Когда я пою, люди оценивают, насколько хорошо я делаю своё дело. Они видят на сцене Каварадосси, Калафа, а не Ахмеда Агади. Восточное искусство всегда на ура принимают в Европе. Я вижу не противостояние, а диалог западной и восточной культур. В этом плане интересен Татарстан, где в людях чувствуются черты и восточного, и европейского менталитета. Нет развязности в поведении, люди более сдержанные, чем во многих других регионах.
- В чём вы видите смысл жизни?
- Это мой сын. Мы с супругой стремимся сделать всё для того, чтобы он вырос здоровым, разносторонне развитым, образованным. Мой сын обожает танцевать. Как я в детстве запоминал мелодии, так он легко копирует движения, на ходу придумывая новые. Но главное - он растёт порядочным, совестливым человеком.
По сравнению с временами СССР люди сейчас изменились и, к сожалению, не в лучшую сторону. Раньше жили очень дружно, стремились помочь и соседу, и другу. А сейчас каждый ищет, где и как заработать… Народ живёт трудно. И у татарстанцев, я смотрю, небольшие зарплаты.
- Шаляпин трепетно относился к деньгам, говорил: «Бесплатно только птички поют».
- Наверное, Шаляпин так говорил, потому что труд оперного певца – адский труд. Мы отдаём зрителям весь голос, энергию, темперамент. Я после спектакля полночи не могу уснуть, не сразу получается восстановить силы.
Но не всё в жизни измеряется деньгами. Я охотно выступил бы с бесплатным концертом в детском доме, чтобы у детей была на сердце радость, а может быть, и здоровье улучшилось. Человек, на мой взгляд, должен зарабатывать столько, чтобы мог обеспечить себя, семью всем необходимым для обычной жизни. Стать фантастически богатым и строить виллы на море я не хочу. Есть у нас дача в Подмосковье - обычная, как у всех. С удовольствием там отдыхаю, работаю в саду.
Всё лучшее – детям?
- Президент в своём послании сказал о дефиците духовных скреп. Как вы думаете, почему они исчезли?
- Раньше нас всех одинаково воспитывали, люди друг друга поддерживали, были как одна семья. После того, как моя мама и её брат в детстве остались сиротами, их, как родных детей, вырастила узбекская семья... А сейчас каждый сам за себя, в обществе нет сплочённости. Духовность с малых лет надо воспитывать. Чтобы дети росли в любви не только к себе, но и ко всему, что их окружает. Видели больше красоты, имели возможность заниматься спортом, танцами, музыкой, ходить в театры. Но в Татарском театре оперы и балета, например, детских опер нет. Уговариваю руководство поставить «Алтынчеч», пусть этот спектакль идёт в театре по выходным и билеты продаются школьникам по символической цене.
К сожалению, театры, занятия спортом доступны сейчас не каждому. Обществу не на словах, а на деле нужно заняться воспитанием детей. Возвести это в ранг государственной политики.
Смотрите также:
- Близко к сердцу. Певица Гульнора Гатина о русской опере, Крыме и силе любви →
- «Опера - искусство зрелых».Знаменитая певица Анна Нетребко отмечает юбилей →
- Влюбленный объектив. Казанский японец разбивает стереотипы о России →