Как хлеб и каша помогают сохранить мордовскую семью, когда жена становится полноправным членом семьи мужа, и почему на Рождество у мордвы принято закалывать свинью?
Об этом «АиФ-Казань» рассказала профессор кафедры истории России Мордовского государственного университета Галина Корнишина, много лет изучающая историю мордвы, в том числе и в Татарстане.
Для гостей и коней
Ещё одно наследие из глубины веков – обряды времён язычества, когда люди обожествляли силы природы, животных.
В Новый год нужно было не только самим вкусно и много поесть, но и скот хорошо накормить. Пекли хлеб в форме конской головы, над которым молились о благополучии скота. Затем его относили в конюшню, крошили в кормушку лошадям, другой скотине, чтобы она была здоровой, плодилась, давала много мяса и молока. В некоторых сёлах пекли хлеб с изображением домов, хлевов, животных, над ним молились о благополучии семьи. Для гостей, приходивших колядовать, пекли колядные пирожки с разной начинкой. Считалось, что дом, в который не придут с колядками, ожидает плохой год.
На святки было принято гадать, падая в снег, чтобы оставить отпечаток своей фигуры. Если след оставался нетронутым, значит, в новом году жизнь будет благополучной. Если же по следу за ночь кто-то пробежал или он раскололся от мороза, значит, возможны неприятности.
Чтобы узнать, каким будет новый год, и мужчины, и женщины ходили на перекрёсток трёх дорог. Это место считали средоточием потусторонних сил. Там, стараясь узнать будущее, ложились на землю и слушали. Если кто-то слышал весёлый колокольный звон, верили, что всё в семье будет благополучно. Иногда слышали конский топот. Если кони шли тяжело, медленно, это означало, что они идут с телегами, полными зерна, – год будет урожайным. Если кони бежали быстро – урожай будет скудным.
Как звали Мазаву?
В Казанской губернии, Татарии мордовские семьи были очень большими. Несколько поколений жили вместе – даже женатые внуки. Во главе семьи стоял старший мужчина: дед, отец, иногда старший брат. Несмотря на это, у женщин была определённая доля независимости. Если у мужа не могло быть своих денег - он подчинялся главе семьи, у женщин такие деньги были. Они получали доход, ухаживая за скотом, продавая молоко или холсты. Вырученные деньги муж не имел права отобрать. Женщины тратили их по своему усмотрению – на украшение одежды, например.
От сватовства до свадьбы мог пройти год и даже два года. Первым делом родители жениха присылали в дом невесты переговорщиков. Обычно это были крёстные жениха. Если давалось согласие на начало официального сватовства, в дом невесты шли сами родители жениха. Семьи договаривались о количестве приданого, расходах с обеих сторон на свадьбу. Когда сговор заканчивался, родители жениха и невесты обязательно обменивались караваями хлеба. Это означало, что устный договор уже нельзя было нарушить. Считалось, что ту сторону, которая его нарушит, постигнет несчастье.
Потом наступало время обряда чиямо, когда будущие родственники ходили друг к другу в гости, обменивались подарками. После этого невеста вела себя уже как замужняя женщина и не ходила на молодёжные гулянья.
Накануне свадьбы в дом невесты приходили её родственницы с угощениями. Среди них обязательно была каша, обычно пшённая. Родственники желали, чтобы в семейной жизни было столько же счастья, богатства, сколько зёрен в горшке с кашей.
В Тетюшском, Буинском, Камско-Устьинском районах после этого обряда готовили свадебную повозку, покрытую белым холстом, на которой невесту отвозили к жениху. Считается, что этот обычай мордва переняла у тюрок. Ведь в других регионах мордовская невеста ехала на телеге или на санях, причём стоя.
На второй день после свадьбы совершали обряд приобщения к роду мужа. Молодушке давали новое имя. Известны четыре имени: Ашава – белая женщина, Парава - хорошая женщина, Мазава – красивая женщина и Вежава – младшая женщина. Считается, что этот обычай сохранился с того времени, когда было принято красть невест. Новое имя давали, чтобы родные невесты как можно дольше не узнали, кто её украл, где она находится.
Молодую, получившую новое имя, вели к роднику или колодцу, чтобы представить её богине воды Ведяве. Просили, чтобы она дала молодым как можно больше детей. Когда жена впервые появлялась в доме мужа, ей сразу же сажали на колени ребёнка, обычно мальчика, чтобы она родила много сыновей.
А завершалась свадьба молельными лепёшками, которые молодая привозила из дома и раскладывала на столе. Семья молилась хранителям дома, прося принять нового члена семьи. Кроме того, в первые дни семейной жизни эти лепёшки зачастую были единственной едой молодой снохи. Ведь она должна была питаться только после того, как обслужит всех за столом. Иногда ей вообще ничего не оставалось.
Секретные узоры
Основной цвет мордовской вышивки – кирпичный. Красным он стал позднее, когда стали использовать фабричные красители. А раньше нитки красили корнем подмаренника и парили в печке, чтобы они приобрели красно-кирпичный цвет.
В орнаментах часто используется ромб с зазубренными краями – символ поля, земли. Но в каждой семье были и свои орнаменты, родовые знаки, которые вышивали на головном уборе. Пока молодая жена не рожала ребёнка, то есть пока она не становилась полноправным членом новой семьи, она должна была прятать орнамент своего головного убора. Семейные орнаменты закрывали и когда шли на похороны. Головные уборы повязывали трехметровым куском холста, спускавшимся по спине. Чтобы смерть по узорам не могла узнать, в какую семью она пришла.
При родах проводили обряды, которые должны были обеспечить безопасность новорождённого и роженицы. При первом обмывании девочку парили берёзовым веником, чтобы она была красивой, мальчика – дубовым, чтобы он был сильным. Ребёнку иногда давали имя первого попавшегося человека или животного. Считалось, что если они живут, младенцу тоже будет обеспечена жизнь.
Если в семье дети часто умирали, новорождённого понарошку продавали первому встречному за символическую плату. Таким образом старались показать смерти, что ребёнок не из этой семьи. А «покупатель» младенца стучал в окно и говорил: «Вот я случайно ребёнка нашёл. Не нужен ли он вам?» и возвращал младенца в семью.