Казанские легенды: подземные ходы, сокровища озера Кабан и башня Сююмбике

Духосошественская церковь и "падающая" башня Сююмбике © / Рустэм Забиров / АиФ-Казань

«Легенды – один из самых интересных и неоднозначных источников для краеведов, гидов и т.д., - говорит собиратель легенд, экскурсовод Айрат Багаутдинов, сейчас работающий в Москве. – Они любой город делают интереснее, загадочнее, заставляют полюбить его ещё больше». 

   
   

О создании Казани

Существует четыре легенды. Самая древняя зафиксированная легенда об основании города датируется 60-70 гг. XVI века. Она упоминается в летописи «История о Казанском царстве». В ней датой основания Казани называется XII в. По преданию, Казань возникла как памятное место встречи русских князей и царя Сайна, воцарившегося после Батыя, который пошёл на Русь с целью вытребовать дань с русских князей. Но князья встретили его с дарами на полпути.

Позже появилось ещё множество легенд, связанных с появлением Казани, описанных, к примеру, в «Истории Волжской Булгарии» Хусаина Амирхана. Одна из легенд гласит: когда в Болгар ворвались войска Тамерлана, представитель местной аристократии Абдуллах спрятался с семьёй в судейской палате. Кругом всё горело, и глазам Тамерлана и его войска предстало чудесное видение – на крыше здания стояла дочь Абдуллаха, и огонь не трогал её. Эту историю называют «Легенда о несгораемой царевне». Поражённый Тамерлан увёз её с собой. Спаслись и двое сыновей Абдуллаха, они бежали вверх по Волге, где и обосновались.

По другой легенде, как-то раз дочь местного пасечника пошла по воду, она поднималась в гору и проклинала хана, что поставили город так высоко от воды. «У моего отца пасека на Зилантовой горе, там прекрасные земли, и почему бы там не основать город? Одна беда – там огромное количество змей», - сказала она хану. Местность очистили, и хан отправил туда помощников и сына, а с собой дал бумагу. В ней указывалось: «Бросьте жребий и того, кому выпадет он, убить и похоронить, а на этом месте основать новый город». Жребий выпадает ханскому сыну, но помощники жалеют его, и убивают собаку. Когда хан узнал об этом, произнёс: «Новое царство достанутся в руки врагов нашей веры, которых мы называем собаками». Считается, что это было предсказанием о взятии Казани Иваном Грозным.

Есть ещё одна версии этой легенды, которую записал исследователь истории Казани священник Малов в середине XIX в. По преданию, спросили девушку, где же основать город, и она велела пронести казан и там, где он закипит без огня, там и будет город. Кстати, версия, связанная с казаном – наиболее распространённая. Говорят, например, что ханский слуга случайно утопил казан в реке, и она стала называться Казанка, а затем и город получил это имя.

Таинственный Кабан

Вокруг появления уникального озера и существовавшего на его берегах города - так называемого казанского Китеж-града, также бытует множество легенд. Наиболее известны четыре.

Историк Хусаин Амирхан в своих трудах пишет, что много лет назад людей в эти места привел старец Касым Шейх. Увидев непроходимые заросли, люди возроптали. Он помолился Аллаху, провёл своим бешметом по земле, и на этом месте образовалось озеро с благодатной водой».

   
   

Другая легенда связана с разорением Болгара  Тамерланом, когда оттуда сбежал представитель одного аристократического рода – Кабанбек. Спасаясь от преследования, он пришёл в землю около Кабана. Р. Мустафин в книге «Сокровища озера Кабан» рассказывает о городе: накануне взятия Казани, чтобы не достаться врагу, он ушёл под воду. И якобы до сих пор, если выплыть на середину озера в ясную погоду, можно увидеть блеск минаретов и услышать призыв к молитве. Звучит фантастически, но легенда о городе на берегу Кабана нашла подтверждение. Исследователь Николай Калинин в 1947 г., занимаясь раскопками на территории Архиерейской дачи, обнаружил остатки древнего мусульманского кладбища - две могильные плиты с арабскими надписями XII века.

Но если существование города на берегу Кабана подтверждается хоть как-то, то о несметных ханских сокровищах, якобы покоящихся на дне озера, до сих пор ходят легенды. Так, казанский журналист Рафаэль Мустафин в своем расследовании опирался на свидетельства старика Ахмета Азимова, который в 1996 г. показал писателю папку с документами, подтверждающими: в озере есть сокровища. И в его роду эта история передавалась из поколения в поколение. Далее Мустафин приводит ряд свидетельств. В 1949 г. спортсмены-гребцы Владимир Сучков и Равиль Богданов, разыскивая утопленника, вытащили из воды бочонок высотой 80 см, но он сорвался, а поставить буёк они не догадались. В 1968 г. другой спортсмен, снимая буи после соревнований, тоже вытащил какой-то бочонок, и опять упустил его, и снова таинственное место забыли пометить.

В то же время экскаваторщик Николай Колесников на строительстве магазина «Детский мир», ломая старые постройки, увидел перед собой старика-татарина. Он сказал: «Здесь копать нельзя, здесь спрятаны сокровища». Но экскаваторщик продолжил, а на следующий день обнаружил огромный провал, куда чуть не угодил вместе с техникой.

Вид на озеро Кабан и театр им. Г. Камала.  Фото: www.russianlook.com

В XX веке до богатств пытались дотянуться иностранцы. Так, Рафаэль Мустафин нашёл в газете 1912 г. заметку о том, что американская фирма предлагала Городской думе очистить дно озера. Но с условием: всё, что будет найдено, достанется им. Казанские власти отказались. Позже с тем же предложением обратилось бельгийцы. Снова отказ. В 1926 г. снова письмо из США, и опять с теми же условиями…

Первая и единственная попытка достать сокровища была сделана в 1988 группой энтузиастов. Электрик из Подмосковья придумал специальное устройство для обнаружения металла. И в том самом месте, на которое ссылались все источники, прибор почувствовал, что в толще ила что-то есть. Приглашённые профессиональные водолазы ничего не нашли в поднявшейся мути. Заметили лишь, что кто-то уже побывал здесь гораздо раньше – часть грунта со дна была снята профессионально.

Тайна ханских богатств так и осталась нераскрытой.

О башне Сююмбике

О ней ходят три легенды. Больше всего казанцы любят рассказывать гостям версию о непокорной царице Сююмбике, именем которой названа знаменитая башня. Якобы когда Иван IV взял Казань, он, пленённый красотою ханши, решил увезти её с собой. Но она сказала: «Построишь башню за семь дней, уеду с тобой». После чего взобралась туда и покончила с собой. Красивая история не находит подтверждения: Сююмбике была увезена в Москву в 1551 г., то есть ещё до взятия Казани. Да и башня была построена намного позже.

Ступенчатая башня Казанского вокзала - «гибрид» Боровицкой в Московском Кремле и башни Сююмбике в Казанском кремле - превратилась в эмблему «восточных ворот» столицы.

По другой версии башня была частью мавзолея на месте ханских могил. В 70-е гг. XX века гипотеза почти нашла подтверждение - недалеко от Сююмбике был обнаружен мавзолей, принадлежащий татарской знати. Но исследования доказывают, что башня Сююмбике построена на рубеже XVII-XVIII вв. и, скорее всего, это была русская дозорная башня.

Усыпальница казанских ханов в Кремле Фото: АиФ-Казань/ Рустэм Забиров

Впрочем, любопытство и интерес Сююмбике вызывает не только в связи с именем легендарной царицы. Главная «фишка» – её наклон. К началу XX в. строение отклонилось от вертикальной оси на 195 см. Башню не раз пытались поставить на место. В 1914-16 гг. её «схватили» железным обручем. В 1941-55 гг. за дело взялась «Проектно-техническая контора треста по передвижке и разборке зданий» (Москва), падение остановили. В 1985-1991 годы башню постепенно выпрямляли, сократив наклон до 180 см.

Икона-заступница

История одного из самых почитаемых образов в христианском мире овеяна чудесами, начиная с момента обретения и заканчивая историей похищения. В 1579 г. казанской девочке Матрёне во сне явилась Божья Матерь, повелевшая: «Выйди во двор и выкопай там Меня. Но сначала пройдись по властям, сообщи обо Мне». Но никто не послушал Матрёну. Только после трёх видений, когда Богородица пригрозила, что явится в другом городе, а Казань лишится благодати, стали искать. По легенде, никто не мог найти икону, и только лишь Матрёна сразу наткнулась на завёрнутый в рукав от кафтана образ.

Казанская икона Божией матери Фото: www.kazan-mitropolia.ru

Чудеса начались тут же. Священник Ермолай прошёл крёстным ходом со вновь обретённой реликвией, во время которого прозрело два слепца. Один из них, Иосиф, вместо благодарности Богородице, вновь отправился на паперть за подаянием. И опять лишился зрения.

Почти сразу были сделаны списки с иконы. Богоматерь стала считаться заступницей, покровительницей России. Помогла она и в 1611 г., в Смутное время, и во время войны 1812 г. Загадочная история, связанная с образом Богородицы, произошла во время войны 1941-45 гг. К этому время борьба с религией в СССР была в самом разгаре. Но вскоре всё изменилось самым радикальным образом…

Когда Ленинград был блокирован, в 1941 г. митрополиту Гор Ливанских Илие явилась Божья Матерь и велела. «Ты должен ехать в Россию. Там должны быть открыты храмы, монастыри, священники должны начать служить. Чудотворную Икону следует провести вокруг Ленинграда и тогда ни один враг не ступит на эту землю». Вероятно, Сталин серьёзно отнёсся к известию, - именно с этого времени в СССР меняется отношение к Церкви. Во время войны не раз обращались люди к Богородице за помощью: так, во время боёв в Сталинграде непрестанно шла служба перед иконой.

История похищения первообраза достойна отдельной главы. Фёдор Чайкин, выкравший реликвию из Богородицкой церкви в начале XX в. и впоследствии пойманный, уверял: оклады снял, а икону сжёг. Но ему не верили, вора пытали. Считается, что с момента пропажи иконы на Россию посыпались беды: войны, революции, репрессии, разруха и голод.

Подземные ходы

Самый первый подземный ход под Казанью описан в многочисленных летописях, говорящих о взятии Казани. Он вёл от одной из башен Кремля к тайному подземному ключу. Казанский историк Николай Загоскин писал, что ключ был обложен каменным бассейном, и его ещё долго можно было увидеть на берегу Казанки, пока его не закатали в бетон.

«Среди местных обывателей, - пишет Загоскин, - держится предание, что гора, на которой расположен Казанский Кремль, изрыта подземными ходами, относящимися ещё к татарской эпохе Казани. В начале XX в. во дворе юнкерского училища археологами были обнаружены ходы. Но учёные пришли к выводу, что это - остатки пороховых погребов юнкерского училища конца XVIII – начала XIX вв.

В 1895 г. при устройстве памятника императору Александру II строители обнаружили подземную галерею из кирпича с каменным полом шириной 80 см и высотой около метра. Он начинается на площади Первого мая, идёт до Нацмузея, там сворачивает налево. «Скорее всего, это всё-таки подвалы каких-то купеческих построек», - приводит мнение исследователей Багаутдинов.

храм-памятник воинам, погибшим при взятиии в Казани, памятник на воде Фото: АиФ-Казань

Впрочем, не все историки следуют этой версии. Например, Худяков пишет, согласно летописи, во время осады, татары делали вылазки через подземные ходы. Изо рвов, которые окружали Казань, были какие-то подземные ходы, они вели через город. Якобы самый большой ход протянут от памятника воинам, погибшим при взятии Казани до Кремля.