«Зиланткон» - крупнейший в России конвент фантастики, толкинистики и ролевых игр - завершился в Казани. За четыре дня прошло 230 мероприятий, на которых побывали более полутора тысяч человек. Для сравнения – в 1991 году, когда все начиналось, в конвенте участвовали около 100 человек.
Что объединяет участников конвента, чем полезны ролевые игры и почему косплей будет набирать всё большую популярность, рассказывает председатель оргкомитета конвента Борис Фетисов.
Хоббитские игры
Венера Вольская, «АиФ-Казань»: Хотя рыцарей с деревянными мечами на улицах меньше, чем в 2000-х, на конвент приезжает все больше людей. Почему интерес к «маскараду» не падает?
Отсюда древнегреческие мистерии, средневековые карнавалы, венецианские маскарады. «Разгул стихии» в 1990-е и в начале 2000, когда толкинистов (поклонников творчества Толкиена, автора эпопеи «Властелин колец». – Прим. ред.) и ролевиков, что называется, было видно, - это реакция на обезличенное советское время. На Западе же толкинизм пошел на взлет еще в 1970 – 1980-е, а позже пережил ренессанс после выхода фильма «Властелин колец».
- Почему именно казанское мероприятие «рулит»?
- У нас хорошее местоположение: в Татарстан удобно добираться и с Урала, и из Москвы. Второе – удачно выбранное время, ноябрьские праздники, когда еще свежи летние воспоминания, но уже появляется ностальгия по путешествиям. В столицах цены на проживание совсем другие, поэтому это событие там не только не прижилось, но и толком не «завелось». Кроме того, это некоммерческий проект. Нет задачи получить прибыль.
В самом начале «Зиланткон» был своего рода «афтепати» после всесоюзных хоббитских игр. Нужно было обсудить то, что было на игре, ведь это такой опыт, который требует «санитарной» рефлексии после.
- Есть деловые игры, есть психологические. А какую задачу ставят себе ролевики?
- Психология работает с состоянием и поведением человека, а у нас – работа с ситуаций и персонажем. Главной задачей может выступать развитие героя, выигрыш или исследование мира. Иногда цели вообще нет. Но грань между практичными и непрактичными видами игры очень тонкая. Многие люди, наигравшись в ролевые игры, занимаются потом организацией бизнес-игр, во время которых можно разыграть острые ситуации и не понести реальные потери. А кто-то начинает делать исторически достоверное сувенирное оружие. Если говорить о психологии, игра дает объемный материал для работы – почему человек выбрал такую роль, именно так в ней себя вел и т.д.
Ролевые игры все плотнее входят в обучающий процесс. Например, на кафедре религиоведения одного из казанских вузов играют, чтобы изучить взаимодействие конфессий. Сейчас даже есть профессия - «мастер сюжетно-ролевой игры».
В «Зилантконе» участвуют успешные
- Нарисуйте словесный портрет участника «Зиланткона».
- А типового участника не существует. Они все разные - школьники, студенты, госслужащие, бизнесмены. Тем более, что люди выбирают какие угодно образы, и чаще всего они из года в год разные. Но кое-что общее у них есть. Это думающие люди, которые способны фантазировать, выстраивать стратегию и тактику. Подключение к игре обычно начинается в подростковом возрасте, когда становится интереснее играть не с предметами, а с людьми, когда складывается самоидентификация.
- Толкинистов, ролевиков и участников исторических реконструкций часто обвиняют в желании спрятаться в придуманном мире…
- Когда журналисты нам это ставят в вину, мы припоминаем им, что это они привели на телевидение Чумака и Кашпировского. А вообще мало ли способов уйти в свою вселенную? Писательство, математика, профессиональный спорт. В рядах зилантконовцев много состоявшихся людей. Кто еще может позволить себе прилететь на конвент из Петропавловска-Камчатского?
- Как относятся друг к другу ролевики и участники исторических реконструкций?
- Часто это одни и те же люди. Переходят из первой группы во вторую и наоборот. Но реконструкции - для тех, кто больше тяготеет к материальной культуре. Их участникам важно максимально точно воспроизвести исторические детали, а вот ролевые игры - возможность принимать решения в логике мира.
- Почему так растет популярность косплея?
- Потому что для современного человека главное – казаться, а не быть. Имидж – все. Косплей требует максимально точного воспроизведения персонажа – одежды, прически голоса. Ему нужно сделать кальку сюжета, но действия там нет. Все это пошло с японского аниме. Оно оказалось мощным инструментом продвижения собственной культуры, образа мысли. Отличный пример, как можно завоевать другие континенты безо всяких танков.