Дизайнерской «кухне» - секретам и тайнам рождения платья, которые обычно остаются за пределами подиума, посвящена выставка «Анатомия моды» (0+) в Галерее современного искусства музея ИЗО РТ.
Нужно ли все это обычному казанцу? Безусловно, да, уверена автор проекта Ольга Паранина - финалистка первого казанского конкурса красоты 1988 г., финалистка «Мисс фото СССР 1989», сделавшая в 1990-е успешную модельную карьеру за рубежом.
«Встречают по одёжке»
«Каждый человек, хочет он того или нет, - стилист, - считает Ольга Паранина. - Есть клише «встречают по одёжке». А я бы сказала: то, как ты одеваешься, - это продолжение тебя, твоей личности, отражение настроения, эмоций».
Свои творения на выставке представили члены Союза дизайнеров Татарстана. По словам директора музея ИЗО РТ Розалии Нургалеевой, они впервые показывают свои работы в музее.
Эта коллаборация (объединение) людей индустрии моды и искусства даёт особый эффект. Так, Рустам Исхаков, отмечающий в этом году 20-летие своей творческой деятельности, многие коллекции создал под влиянием картин. Его вдохновили написанный в 1837 г. А.Сотта портрет Марии Кочубей, натюрморт нашего современника Зураба Церетели.
Лилия Галимуллина представила на выставке комплект одежды, на создание которого её натолкнул традиционный татарский мужской костюм XVIII в. Строгий прямой крой гармонично сочетается с элементами шика. Вязаная шапочка создана по мотивам шапки царицы Сююмбике, у неё коническая форма, завязки имитируют височное украшение. Сумку дизайнер сшила из телячьей кожи, украсив ее вышитым наизнанку казанским швом - уникальной технологией, используемой при создании кожаной мозаики.
Греют душу
Галия Измайлова, создавая образ татарской красавицы ориентировалась на оригинал костюма конца XIX - начала XX вв. В нем есть традиционные элементы одежды татарской девушки - изю (нарядное нагрудное украшение, расшитое лентами или бисером, которое изначально прикрывало глубокий вырез платья или рубашки), каттажи (женский татарский головной убор - шапочка с вышитыми на лбу бисером,камнями узорами).
Необычную коллекцию «Тюбетейка» в том числе и джинсовый кардиган, придумала Альбина Ахметгалеева. Ее вдохновила Казань и здание «Тюбетейка» в Московском районе. Родные узоры «бабушкиной» кофты, «папиного» свитера греют душу и никогда не выходят из моды.
Изящный романтичный образ от Кати Борисовой «Крылатый код» навеян резным панно «Тулпар» Баки Урманче. Дизайнер увидела в резном коне не просто символ (Тулпар в тюркской мифологии символизирует мудрость, силу, удачу), а генетический код свободы, стремление ввысь. И создала изделие, в котором объединены три элемента. Это стилизованная сбруя из кожи и металла, аппликация, повторяющая ритмику орнамента скульптуры Урманче, жёсткий каркас - внутренний стержень, невидимые крылья.
А New Look современной России, видимо, появится после специальной военной операции - когда женщины опять будут носить женственный платья, подчеркивающие талию, плечи».
Тепло и спокойствие
Эксперт в области моды, автор проекта Fashion Iftar Джаннат Мингазова представила на выставке пышное золотисто-оранжевое платье, в котором она была на Женском ифтаре 2025 г. в «Казань Экспо».
Эксперт рассказала, какими видит модные тенденции будущего года. Напомнила, что главным цветом 2026 года, по версии института цвета Pantone, стал мягкий, теплый оттенок белого Cloud Dancer («Облачный танцор»).
Эксперты Pantone считают, что он символизирует «шепот спокойствия и умиротворения в шумном мире».
«Думаю, после потрясений, которые происходят в мире, все ожидают спокойствия, равновесия, - рассуждает Джаннат Мингазова. - Нет, не как после ковида, когда всё [в моде] было про объёмные формы. Сейчас возвращаются к какой-то архитектуре образа, к интересным многослойным образам, но в спокойных оттенках, в спокойных цветах. И эту тенденцию, я думаю, все будут сохранять. Цвет, который мы заявим в 2026 году в рамках Fashion Iftar, тоже про мир, про спокойствие. Мы его объявим 22 января в рамках лекции в Галерее современного искусства».