Вернулся через 100 лет. Казань вновь услышала Всенощное бдение Рахманинова

«А капелла (исполнение без инструментального сопровождения) - конечно, необычное амплуа для оперного хора, - отмечает главный хормейстер театра имени Джалиля Юрий Карпов. - Но для хора очень важно петь музыку «а капелла». Это не просто подтверждает профессиональный уровень коллектива, но и даёт уверенность самим артистам». Фото: Фестиваль Рахманинов.Грани © / Фестиваль Рахманинов.Грани

Сочинение, признанное вершиной русской духовной музыки, исполнил на заключительном концерте фестиваля «Рахманинов. Грани» в Казани хор Татарского театра оперы и балета имени Джалиля. Полностью это произведение в Казани звучало очень давно - более 100 лет назад.

   
   

Сомнения есть у каждого, но не каждый решается о них говорить

Как известно, всенощное бдение - это бодрствование в течение всей ночи, одна из древних христианских служб, появившаяся в первые века христианства, когда верующие подвергались гонениям и вынуждены были прятаться. Проводить службу ночью было безопаснее всего. Поэтому она шла от заката до рассвета. То есть всенощная - это попытка пережить ночь в молитве.

Однако произведение Сергея Рахманинова - не просто молитва. Его «Всенощное бдение» не предназначено для исполнения в церкви, к тому же произведение создано не церковным, а светским композитором.

«Воскресения не происходит - оно только обещается, - рассказал перед концертом о сюжете, состоящего из 15 номеров произведения, лектор Московской филармонии Ярослав Тимофеев. - Звучат вопросы. Это потрясающий памятник сомнениям в вере и жажда преодолеть эти сомнения. Сомнения в вере, возможно, посещают каждого верующего. Но не каждый решается о них говорить. А Рахманинов запечатлел этот трудный путь в своей музыке».

 

Главный хормейстер театра Юрий Карпов категорически не согласен с тем, что  «Всенощное бдение» - музыка для избранных. Хормейстер называет его универсальным произведением и грандиозной музыкальной фреской. Считает, что эта партитура доступна для понимания любому слушателю.

 «Всенощное бдение» создавалось во время Первой мировой войны, в которую Россия вступила за пять месяцев до того момента, как Рахманинов начал работать над партитурой.

Об истории создания «Всенощного бдения» рассказал лектор Московской консерватории Ярослав Тимофеев. Фото: Фестиваль Рахманинов.Грани

«Композитор считал эту войну катастрофой. Ему нужна была опора, и он искал её в древнем русском искусстве, - отметил Ярослав Тимофеев. И «Всенощное бдение» стало опорой не только для Рахманинова. Премьера сочинения, которое исполнил 23 мая 1915 г. Московский синодальный хор. была триумфальной. Концерт повторили ещё четыре раза. Средства от концерта направлялись жертвам войны.

   
   

Как «Троица» Рублёва, как Собор Василия Блаженного

Во «Всенощном бдении» Рахманинов стремился соединить древнее русское пение с музыкой своей эпохи. И решил эту сложнейшую задачу. Включил в сочинение элементы русского фольклора, полифонии эпохи барокко, использовал подлинные знаменные распевы (они пришли к нам из Византии), а также греческие и киевские распевы. Таким образом композитор создал единый уникальный стиль, ставший символом русской духовной музыки во всём мире. Таким же узнаваемым, как «Троица» Рублёва, Собор Василия Блаженного».

Самому композитору особенно нравился написанный в жанре колыбельной пятый номер «Всенощного бдения». В нём описывается история прожившего до 360 лет старца Симеона,  которому было обещано, что перед смертью он увидит появление мессии - младенца Иисуса Христа. Рахманинов хотел, чтобы этот номер прозвучал на его похоронах.

«Приятно, что в нашей Казани уже звучит ваша музыка»

Историю исполнения «Всенощного бдения» в Казани проследил главный хормейстер театра Татарского театра оперы и балета имени Джалиля Юрий Карпов. Если говорить о документально подтверждённых данных, то их приводит известный казанский физиолог Александр Самойлов, который был знаком с Сергеем Рахманиновым. В письме, датированном 10 декабря 1922 г., Самойлов писал композитору, жившему тогда уже в США, что сегодня побывал на концерте, где звучало «Всенощное бдение»: «Приятно, что в нашей Казани - ещё голодной, ещё не оправившейся от войны, уже звучит ваша музыка».

Солистка хора Татарского театра оперы и балета имени Джалиля Любовь Добрынина. Фото: Фестиваль Рахманинов.Грани

Произведение исполнялось в Воскресенской церкви, которая не сохранилась до наших дней (сейчас на её месте химфак КФУ). Управлял хором дирижёр Иван Морев.

«Исполнение стало возможно потому, что в 1920-е годы ещё не велись гонения на церковь, которые начались к 1930-м годам. Более того, церковным композиторам в то время даже шли отчисления за исполнение тех или иных сочинений, в том числе и в церквях, - отмечает Юрий Карпов. - Позже фрагменты «Всенощного бдения» Рахманинова неоднократно исполнял хор студентов Казанской консерватории». 

Почему же такая красивая музыка не звучит в церкви?

Ярослав Тимофеев объясняет это тем, что вещь очень сложная и рядовому, среднестатистическому хору недоступная. Так, в одном из номеров есть 11-голосье. Но главная причина в том, что Рахманинов положил на музыку только неизменную часть всенощного бдения - те тексты, которые исполняются всякий раз в течение всего года. Но в церковных службах каждую неделю есть ещё и изменяющиеся тексты, которые зависят от церковного праздника, места в календарном году. То есть, включая музыку Рахманинова в реальную службу, эту музыку нужно было бы сочетать с чем-то ещё.

«Музыки такого уровня, чтобы создавалось целостное впечатление с произведением Рахманинова, по-видимому, нет», - считает лектор Московской консерватории.

Фестиваль «Рахманинов. Грани» впервые состоялся в Казани. Он проходил с октября по декабрь 2023 года при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Фестиваль посвящен 150-летию со дня рождения Сергея Рахманинова.