Важнейшее из искусств. Как отметили 100-летие татарстанского кино

Генеральный консул Казахстана в Казани Ерлан Искаков (слева), казанский режиссёр Юлия Захарова, вице-президент по производству АО «Казахфильм» Айдар Омаров в фойе Татарской филармонии перед началом праздничной программы. © / Ольга Любимова / АиФ

Что за фильмы готовятся снять вместе с татарстанцами кинематографисты стран СНГ, стало известно на торжествах в честь 100-летнего юбилея «Татаркино».

   
   

Точная цитата выдающегося земляка

Праздник с поздравлениями и концертом устроили в Татарской филармонии. На выставке в фойе можно было увидеть афишу первого татарстанского фильма «Булат-Батыр», сотни редких архивных фото, а также видеокамеры, другую кинотехнику, с которой в разные годы работали съёмочные группы республики. В зале, где собрались более 200 ветеранов отрасли, режиссёры, продюсеры, гости из стран СНГ, Москвы, других регионов России, показали кадры из лучших татарстанских фильмов. Это «Микулай» Ильшата Рахимбая, «Мулла» Рамиля Фазлиева, «Бери да помни» Байбулата Байтуллы, «Куктау», «Исәнмесез?» («Живы ли вы?») Ильдара Ягафарова и другие.

На празднике показали кадры из первого татарстанского фильма «Булат-Батыр». Фото: АиФ/ Ольга Любимова

От имени раиса Татарстана Рустама Минниханова кинематографистов республики поздравила министр культуры РТ Ирада Аюпова. Она напомнила, что «Татаркино» – одна из старейших киноорганизаций страны.

«Вы сохраняете практически все направления – начиная с кинопроизводства и заканчивая кинопрокатом, – отметила министр. – 100 лет – это на самом деле очень мало. Впереди ещё целая жизнь. И нам есть что сказать».

Гендиректор «Узбеккино» Фирдавс Абдулхаликов (первый слева) подарил директору «Татаркино» Миляуше Айтугановой узбекский национальный наряд. На празднике выступили вице-президент по производству АО «Казахфильм» Айдар Омаров (в центре) и гендиректор киностудии «Беларусьфильм» Юрий Алексей. Фото: АиФ/ Ольга Любимова

Министр искусства и культурной политики Ульяновской области Евгения Сидорова в своём спиче опиралась на выдающегося земляка – Владимира Ленина:

«Самая яркая и точная цитата о кино принадлежит ему «Кино – важнейшее из искусств». И так было, так есть, и так будет!»

Съёмочная группа фильма «Булат-Батыр». Фото: АиФ/ Ольга Любимова

Приветственное письмо от председателя Союза кинематографистов России Никиты Михалкова зачитала директор Центрального дома кинематографистов Екатерина Головня.

   
   

«Кино Татарстана развивается, даря миру яркие и запоминающиеся фильмы, – обратился к татарстанцам Никита Михалков. – За свою богатую историю ваша организация прошла путь от небольшой киностудии до крупного кинообъединения, от немого «Булата-Батыра» до совместных международных кинопроектов».

От себя Екатерина Головня похвалила татарстанцев за активность. Подчеркнула, что первыми, кто откликнулся на её желание вернуть в стены Дома кино Дни регионального национального кино, были директор «Татаркино» Миляуша Айтуганова и председатель регионального отделения Союза кинематографистов РФ Ильдар Ягафаров.

Заслуженный артист Татарстана Ришат Ахмадуллин прочитал монолог Сатина из пьесы «На дне» на фоне кадров фильма о Горьком, снятом в Казани в 1939 г. Фото: АиФ/ Ольга Любимова

IT и патриотизм

Только поздравлениями праздник не ограничился. В Казани состоялись Дни узбекского кино, было подписано соглашение с Узбекистаном о совместном создании фильма «Учитель» о выдающемся татарском просветителе Шигабутдине Марджани. Как отметил гендиректор НА «Узбеккино» Фирдавс Абдухаликов, Марджани учился в Узбекистане и заложил основы дружбы между татарским и узбекским народами.

 «Учитель» – художественная история Узбекистана и Татарстана на основе биографии Марджани, – рассказал режиссёр картины Салават Юзеев. – Обычно фильмы о религиозных деятелях показывают человека святого уже изначально. Здесь не так. Марджани в молодости – это озорной парень, который не знает, чего хочет. Но слоган нашего фильма «В трудном пути обретёшь себя». Картина задумана в стилистике восточной притчи, которая позволяет рассказать просто о сложном».

Кинотеатр «Мир» построили в Казани в 1959 г. Фото: АиФ/ Ольга Любимова

Об этом и других совместных проектах, а также взаимном прокате шла речь за круглым столом «Копродукция как драйвер развития киноиндустрии». Продюсер Ильназ Гараев представил совместный проект Татарстана и Беларуси – фильм «Ник» о судьбе современного молодого человека, работающего в Иннополисе. По словам продюсера, проект уже прошёл согласование, сейчас обсуждается его бюджет. Кинокартина должна быть основана на трёх столпах – семейные ценности, IT-технологии и патриотизм и снята на языке молодёжи.

Гендиректор киностудии «Беларусьфильм» Юрий Алексей напомнил, что первый татарстанский фильм «Булат-Батыр» и первая белорусская художественная кинокартина («Лесная быль», 1926 г.) созданы одним и тем же режиссёром Юрием Таричем.

«Мы всегда будем продолжать сотрудничество, всегда рассчитываем на вас, а вы всегда можете рассчитывать на нас», - заверил гендиректор киностудии «Беларусьфильм».

Режиссер Алексей Барыкин и директор «Татаркино» Миляуша Айтуганова. Фото: АиФ/ Ольга Любимова

«У нас, к большому сожалению, фильмов из Татарстана в прокате нет, – посетовал за круглым столом директор государственного киноцентра «Кыргызтасмасы» Талантбек Толобеков. – Нет в прокате и картин из Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана. Из Казахстана в прошлом году было всего пять картин, из России – 34.

Мы попросили обязательно включить татарстанские фильмы в программу Дней российского кино. Осенью хотим взять на себя организацию Дней татарстанского кино в Кыргызстане и Дней кыргызского кино в Татарстане».

Говоря о совместных проектах, представитель Кыргызстана отметил, что их уже пора снимать в Татарстане и делать ставку на фильмы для молодёжи:

«В ближайшие два-три месяца мы предложим «Татаркино» проекты молодёжных фильмов, – поделился планами Талантбек Толобеков. – Чтобы молодёжь стран СНГ находила друг друга, интегрировалась».

Новый тренд для бизнесменов

По словам вице-президента по производству АО «Казахфильм» Айдара Омарова, в его стране сейчас 90% фильмов снимается благодаря частным компаниям. В Казахстане частники поверили в национальное кино, это новый тренд для бизнесменов списка «Forbes». Но идти в копродукцию частникам пока неинтересно, потому что им достаточно внутреннего рынка.

«У нас снимают за малые деньги и «вытаскивают» из фильма большую прибыль. Условно, можно снять фильм за 100 млн тенге и снять кассу в миллиард тенге. Преобладают фильмы на казахском языке, молодёжь говорит в основном на казахском. Популярностью пользуются комедии, в которых показан национальный колорит, например, описаны отношения свекрови, невестки, история любви. А государство финансирует разножанровые картины, – пояснил Айдар Омаров. – За последние шесть лет, как у нас появился закон о кино, доля казахстанских фильмов по сравнению с западными только растёт. Прогнозируют, что она увеличится до 80%».

Сложностью в запуске копродукции вице-президент «Казахфильма» назвал отсутствие международного права в этой сфере. К примеру, в разных странах разнится доля рибейта – компенсации кинопроизводителям за съёмку фильмов.

Кино в складчину

О самом кассовом региональном российском фильме рассказал заместитель исполнительного директора Фонда поддержки регионального кинематографа Дмитрий Якунин. Это картина «Испытание аулом», снятая в Карачаево-Черкесии при поддержке Минкультуры РФ и студии «Башкортостан». Фильм с небольшим маркетинговым бюджетом, созданный на местном колорите, собрал в кинопрокате 34 млн рублей.

«До 22 апреля фонд принимает заявки на конкурс, посвящённый региональным трендам, «Россия – взгляд в будущее», – рассказал о поддержке регионального кино Дмитрий Якунин. – Как и в прошлом году, финансирование составит 150 млн рублей. Половину средств направят на поддержку полнометражных документальных фильмов и киноальманахов, а вторая половина – на создание короткометражных неигровых картин».

В Татарстане в 2024 г. на создание десяти фильмов – документальных, игровых, анимационных – направят из бюджета скромную сумму – всего 8 млн рублей. Так что плюсы копродукции налицо. Ведь совместные бюджеты помогают решить финансовые вопросы, появятся больший выбор актёров, локаций для съёмок и гораздо большая аудитория для показа.

«Если сложно найти денег на фильм одному, то при копродукции – в складчину – это бывает сделать легче, – рассуждает режиссёр Алексей Барыкин. – Но на самом деле работа в копродукции – довольно трудный продюсерский проект. Ведь потом возникают вопросы, как распределять права, группы – кто режиссёр, кто оператор… С этой точки зрения копродукция сложна. Легче, когда проект твой и ты им управляешь. А если проект на равных – твой и чей-то ещё, то надо уметь договариваться, либо это превратится в продюсерский ад».

КСТАТИ

История татарстанского кино начинается с образования «Татаркино» 13 февраля 1924 г. Первый художественный немой фильм «Булат-Батыр» был создан в 1927 г. Историческую мелодраму в семи частях из эпохи восстания Пугачёва снимали в Казанском кремле. Это был первый фильм на татарскую тематику с героями-татарами. Но фильмы в Казани создавали и раньше. Так, ещё в 1918 г. в Казани сняли документальную картину «Приезд товарища Троцкого в Казань».

За последние десять лет кинематографисты Татарстана создали 32 полнометражных игровых фильма, более 200 короткометражных игровых фильмов и около 100 документальных.

Международный фестиваль мусульманского кино проводится в Казани с 2005 г. В 2024 г. юбилейный XX форум посвящён 100-летию татарстанского кинематографа. Его программа будет дублироваться по всей России в формате киноэкспресса под названием «100 лет татарстанского кинематографа».