Перезагрузка
О том, как развивалось кино в Татарии после революции, рассказывает известный киновед, автор книг по истории кино Светлана Алексеева.
Татьяна Сидорова, «АиФ-Казань»: Елена Петровна, когда большевики осознали влияние кинематографа на массы и взяли дело в свои руки?
- Для Казанской губернии есть точная дата: 13 ноября 1918 года. В рамках губернского отдела народного образования создали Кинокомитет, куда передали все казанские кинотеатры. На тот момент их было 11. Взялись за коренную перемену программ, потребовали облегчить доступ в кинотеатры для широких масс и т.д. Перед сеансами устраивали митинги, читали доклады и лекции, а фильм был «на закуску». Но новых фильмов было очень мало, показывали в основном дореволюционные.
27 августа 1919 года Ленин подписал Декрет, согласно которому всё, что связано с кино, было передано Наркомпросу страны. Начались национализация и реквизиции, они привели к глубокому кризису кинопроката. Бюрократизм и цензура торжествовали. Каждый фильм должен был иметь не только московское, но и казанское разрешение на прокат. Поборы и налоги зашкаливали. В частности, в пользу Главполитпросвета с каждого билета в кинотеатр отчисляли от 10 до 20%. А красноармейцев, курсантов Совпартшколы и прочих привилегированных зрителей обязали развлекать бесплатно. Это были сотни, а то и тысячи человек! Кинотеатры стали закрываться. Их владельцы и арендаторы не могли покрыть расходы, бизнес стал убыточным.
- Вряд ли народу, который уже привык к кинематографу, это понравилось…
- Конечно, не понравилось, кино уже стало «главным из искусств». Да и развлечений для простого люда в ту пору было немного. Куда пойти солдату с девушкой, чтобы скоротать вечерок?
- А власть продолжала давить, не желая упускать из рук такой инструмент воздействия?
- Поэтому в феврале 1924 года в Казани было организовано кинематографическое объединение «Таткино» на паевых началах. Однако, несмотря на все призывы к сознательности и участию, предприятия не захотели стать пайщиками. Им и без того было трудно. А вот арендаторы некоторых кинотеатров, в первую очередь, «Электро», откликнулись. Они и внесли основные средства. Для приличия выслушали их мнения, которые учли в уставе «Таткино», объединение получило право на кинопрокат, в том числе и в соседних территориях, чтобы «обслуживать культурные запросы рабочих, красноармейцев и крестьян».
Но уже осенью 1924 года «Таткино» стало чисто государственным учреждением, из объединения вывели частный капитал. С частниками государство не церемонилось - чуждая пролетариям прослойка! И в 1928 году появилось АО «Востоккино», одним из пайщиков которого стала Татреспублика, вложив 40 тысяч руб. в основной капитал. В АО вошли более 10 регионов, в т.ч. Крым, Казахстан, Уссурийский край… В Казани работало Татарское отделение.
- А как кинематограф обслуживал культурные запросы татарского населения?
- Ещё «Таткино» открыло первый Татарский национальный кинотеатр на нынешней ул. Тукая. Зал был рассчитан на 400 мест. Фильмы демонстрировались либо с титрами на татарском языке, либо приглашали «глашатая-переводчика». Реклама сеансов публиковалась в казанских газетах на татарском языке (арабская письменность). Фильмы были те же, что и для русскоязычной публики. Организовывали и утренние показы для татарских детей. Национальный кинотеатр никогда не пустовал, интерес зрителей – взрослых и маленьких - был огромным. Судя по афишам, и анонсам того времени, успехом пользовались один из первых советских детективов идеологической направленности «Мисс Менд» с участием Игоря Ильинского и «Капитанская дочка» по А. Пушкину.
- Но кинематографу навязали ещё и политпросвет?
- Вот это и стало главной задачей кинохроники. В стране развивалось собственное кинопроизводство, хотя не хватало специалистов и даже киноплёнки. И всё же значимые события освещались. Визит в Казань тов. Луначарского (1924 г.) был снят настолько добросовестно, что удостоился похвалы в московском журнале «Жизнь искусства». Не забывайте, что в те времена в стране было ещё очень много неграмотных людей, не разобравшихся в политике, а кино разъясняло им суть актуальных событий, пропагандировало, просвещало, воспитывало.
У пролетариев не забалуешь!
- А когда у Татреспублики появился свой репертуар?
- В 1926 году был объявлен конкурс на «сценарий из татарской жизни». Победила заявка молодого партработника из Агрыза Абдрахмана Шакирова. Известный уже тогда драматург Натан Зархи из Москвы и режиссёр Юрий Тарич сняли художественный фильм «Булат-батыр». О нём мы уже упоминали в предыдущих публикациях.
Композитор Дж. Файзи как очевидец событий вспоминал: «Съёмки шли в Кремле, на берегу Казанки. Настоящий бой развернулся! Стреляют ружья, сверкают сабли, летят пики… Повсюду крики «ура!»... Это и был первый игровой фильм «из татарской жизни». А за кулисами съёмок происходили поистине драматические события. Режиссёр никак не мог собрать массовку, поскольку татарки ни в какую не желали скакать верхом. Как режиссёр, так и сценарист не учли особенностей национального менталитета. Подключились даже казанские власти, чтобы спасти положение. Но спасла его актриса Галина Кравченко. Она приняла участие в скачках на ипподроме и увлекла массовку своим примером.
- Где в Казани размещалась киноиндустрия той поры?
- Татарскому отделению «Востоккино» передали здания Богородицкого женского монастыря, где оборудовали кинофабрику. Первоначально в состав отделения вошли 6 кинотеатров, 3 фотоателье и кинопередвижка. Но уже через год, в 1931-м, было 18 кинотеатров и 48 кинопередвижек. В отделение также вошли агентства Марийской республики и Удмуртии. Будущие кинокадры учились в Москве, где, судя по воспоминаниям некоторых из них, перебивались с хлеба на воду, не получая стипендии, неделями не видя горячей пищи.
- А сценаристы среди кинематографической молодёжи были?
- В Казани организовали сценарный цех. Молодые сценаристы прикреплялись к предприятиям, чтобы на месте изучать жизнь. В первую очередь, требовалась хроника достижений, освещение борьбы за выполнение промфинплана, а сельские съёмки должны были отражать ударный труд счастливых колхозников, типы лодырей, акты кулацкой мести и прочую «актуальность». В обязательном порядке следовало подчёркивать руководящую и направляющую роль партии.
- В общем, творчество прочно поставили на идеологические рельсы?
- Более того! Сценарии обсуждали на рабочих конференциях, привлекали к сбору материала комсомольский и партийный актив. Нередко устраивали общественные обсуждения готовых фильмов в трудовых коллективах. Там по шёрстке редко гладили и учили, как надо работать, чтобы всё было правильно.
Что имеем, не храним?
- Когда появились Казанская студия кинохроники и «ТАСМА», на плёнке которой снималась половина фильмов СССР?
- Первые образцы плёнки были получены в 1935 году на Казанской фабрике (с 1974 г. – «ТАСМА»). Спустя год на казанской плёнке был отпечатан знаменитый фильм «Мы из Кронштадта». А строительство киностудии прервала война, и лишь в 1961-м её ввели в эксплуатацию. Кстати, в годы войны работали не только все казанские кинотеатры, но и большинство иногородних. Кроме того, в села направляли кинопередвижки. К примеру, в хозяйствах Мамадышского района помимо стационаров работали 5 передвижных киноустановок. Фильмы, кинохронику демонстрировали на полевых станах, в местных клубах.
- Правда ли, что первые фильмы на Казанской студии кинохроники делали чуть ли не «на коленке»?
- Первоначально студию кинохроники для всех республик Поволжья планировали организовать в Горьком (ныне Нижний Новгород). Но там места не нашли. Министр культуры СССР Е. Фурцева обратилась в Казань. Здание бывшего техникума киномехаников в 1961 году отдали студии. Помещение требовало капитального переоборудования, технической базы не было, но съёмки начались практически сразу. Хотя до марта 1962 года монтировать их возили в Куйбышев (ныне Самара). Так и мотались казанские кинематографисты между двумя городами. А ведь уже с февраля 1962 года киножурнал «На Волге широкой» выходил четыре раза в месяц, отражая жизнь всего Поволжья.
- В общем, всё держалось на энтузиазме…
- Ухитрялись снимать не только хронику. Среди первых фильмов студии - «Жизнь – песня» режиссёра Юлдуз Карамышевой. Она рассказала о подвиге М. Джалиля, которого реабилитировали только в 1956 году. Фильм купили пять стран, он удостоен премий и наград. На студии режиссёр трудилась до 1981 года, выпустив 66 работ. Энтузиастов было много и тогда, и после. Даже перечислять не стану. Боюсь кого-то обидеть, не упомянув, каждый достоин отдельного рассказа.
- И всё же, став со временем одной из лучших по оснащённости региональных студий, казанская осталась документальной…
- Это так. А ещё много делалось по дубляжу на национальные языки. По этой части равных Казанской студии кинохроники в стране, пожалуй, не было. Дублировали и хронику, и художественные фильмы. В 1989 году создали экспериментальную творческую мастерскую «Время», одним из инициаторов которой стала Марина Разбежкина, казанская журналистка. Сейчас она известный российский кинорежиссёр. Во времена, когда большинство региональных студий страны прекратили своё существование, наша осталась, хотя её тоже трясло. И вышло несколько интересных фильмов. В частности полнометражный игровой «Инзеень-малина» в 2006 году.
Премьера состоялась на следующий год на международном кинофестивале в Роттердаме, затем фильм демонстрировали на телеканале «Культура». Последний татарстанский фильм на киноплёнке «Архимандрит Сергий» А. Барыкина был снят в 2010 году.
- Не на государственные средства, как говорил мне сам режиссёр…
- Не знаю на чьи средства, но это был последний раз, когда востребовали дорогостоящее оборудование, которым гордились. Потом все картины создавались только на видео. По иронии судьбы, последний фильм, снятый на студии, был посвящён её 50-летию. Он так и назывался – «Казанская студия кинохроники». Режиссёр А. Барыкин и оператор Э. Золондинов сделали работу бесплатно. В 2012 году студия прекратила свою производственную деятельность. Надеюсь, судьба её остаётся открытой.