«Я против цензуры, но во всём нужна мера, отбор книг для издания должен проводиться на основе мнений экспертов, профессионалов - говорит Сююмбика Зиганшина, директор Национальной библиотеки РТ. – Сегодня в погоне за прибылью и славой некоторые издатели готовы разрекламировать даже те произведения, которые не стоят и минуты времени».
1001 проект
- Сююмбика Разильевна, все мы любим дом Ушковой, в котором «живёт» главная библиотека республики. Но почему в год своего 150-летия она ютится в старых зданиях? Когда в Казани будет дворец книги?
- Мы очень гордимся нашим зданием и тем, что красота его интерьеров сохранилась благодаря заботе нескольких поколений библиотекарей. О новом здании Нацбиблиотеки говорят с середины прошлого века. Был выделен участок под строительство - около памятника М. Вахитову. Вышло не одно постановление правительства РТ, много раз составлялось техническое задание на разные площади: и 50 тыс. кв м,, и на 35 и 28, 10… Каких только проектов не было, но вопрос до сих пор открыт. Решения нет, земли тоже уже нет. А ведь у нас богатейшая коллекция: 3 млн 300 тыс. печатных, электронных, аудио-, видео- изданий, рукописей, из них 120 тыс. изданий на татарском языке. Раритеты хранятся в условиях, не соответствующих никаким стандартам. Остро стоит вопрос с площадями – нормативы превышены в 8 раз, хотя особо ценные книги и рукописи федерального и республиканского значения должны храниться в комнатах, оборудованных как сейфы.
В Доме Ушковой, памятнике федерального значения, текла крыша, мокли потолки, разрушалась лепнина... Мы рады, что к юбилею нам выделили средства на новую кровлю, ремонт фасада, реставрацию окон, ремонт аварийных участков во всех трёх зданий библиотеки.
- Вы чувствуете снижение интереса к чтению?
- По итогам года мы выдали 1 млн 450 тыс. экземпляров книг, периодики, других изданий, у нас 35 тыс. читателей, 200 тыс. посещений. Не согласна с тем, что интерес к чтению падает. Поток информации огромный. Мы читаем, даже больше, чем раньше. Появившиеся лет 5 назад айпады, ридеры были интересны как любая новинка. Сейчас же они используются больше для работы. А печатная книга - чтение для души.
Посетителей в библиотеках действительно становится меньше. Но увеличивается число виртуальных читателей. Этому способствует появление электронной библиотеки, электронных каталогов. Уверена,
что создание комфортных условий вернёт былую популярность библиотекам. Наглядный пример - кукольный театр в Казани. Когда он находился в приспособленном помещении, там тоже было немного зрителей. Сейчас же он едва ли не лучший в России, и билеты невозможно купить. На данный момент Национальная библиотека нуждается в дополнительных 100-150 местах для читателей. В трех зданиях в совокупности оборудовано 200 посадочных мест, 50 из которых компьютеризированы.- Какие издания сегодня популярны?
- Прежде всего, периодика, книги по экономике, праву. Из художественной литературы востребована классика, из современных произведений – книги победителей литературных премий. Одна из них – роман «Зулейха открывает глаза» нашей землячки лауреата премии «Большая книга» Гузель Яхиной.
- Сейчас мало талантливых произведений?
- Произведений очень много, а талантливые они или нет –покажет время. Современники редко замечают истинные таланты.
Я против цензуры, но, прежде чем книга отправится в печать, обязательно должен высказать своё мнение совет экспертов профессионалов. В Татарстане есть программа «Социально-значимая литература», финансируемая из бюджета РТ. Ежегодно издаётся более 100 названий книг на татарском и русском языках, перечень которых определяет редколлегия.
- Туфан Миннуллин говорил: чтобы понять, о чём книга, достаточно просмотреть 10 первых страниц и 10 последних.
- «Некоторые книги достаточно просто попробовать, другие хочется проглотить одним махом, а есть такие, которые приходится долго разжевывать и переваривать» - полностью соглашусь с высказыванием английского философа Фрэнсиса Бэкона. Мне по духу вдумчивое чтение. Обязательно выписываю интересные мысли, фразы.
- В советские времена библиотекарь был бойцом идеологического фронта. Кто он сейчас?
- Проводник в огромном потоке информации. Мы систематизируем все те знания, которые вырабатывает человечество. В Интернете тоже есть систематизация, там тоже возможен поиск. Но нет гарантии качества информации, много непроверенных данных.
Сегодня все 1549 муниципальных и республиканских библиотек РТ объединены в одну систему. В сводном каталоге на портале Национальной электронной библиотеки РТ можно узнать, где есть нужная книга, бесплатно оформить доставку и в течение месяца пользоваться ею в читальном зале нашей библиотеки.
Прочитаем вместе
- Вы стажировались в США. Как там живут библиотекари?
- В США библиотекарю необходимо магистерское образование именно в области библиотечных и информационных наук. Те, кто ставит книги на полку, не библиотекари, а клерки. Даже есть два разных профсоюза – библиотекарей и клерков.
И у наших библиотекарей, и у коллег в США невысокая по сравнению с другими специалистами зарплата. Она в разы меньше, чем у юристов, медиков. В Татарстане обычный библиотекарь получает 8 -14 тыс. рублей, руководящее звено – заведующие – 15-20 тыс. рублей.
- В стране недавно прошёл марафон «Война и мир. Читаем роман». Планируется ли подобное в масштабах республики?
- Есть идея провести такие акции в 2016 году к 130-летию Габдуллы Тукая, 110-летию Мусы Джалиля и в преддверии 150-летия М. Горького, которое будет отмечаться в 2018 году.
Но наши библиотекари уже сейчас читают книги вместе со школьниками. Мы разработали программу «Я читатель». Ребята отвечают на вопросы, рисуют. Библиотекарь рассказывает об авторе, произведении, читает отрывок из него и останавливается на самом интересном месте. Участвовать в этом проекте хотят всё больше школ.