«Ситуация очень тревожная - убеждён Станислав МАЛЬЦЕВ, д. м. н., профессор, зав. кафедрой педиатрии с курсом поликлинической педиатрии КГМА. – Во взрослую жизнь выходят люди в большинстве своём нездоровые. Особенно тревожит то, что состояние ребенка ухудшается за то время, пока он учится в школе».
Больное поколение
Лилия Утикеева «АиФ-Казань»: Станислав Викторович, что происходит со здоровьем наших детей?
- Начнём с неутешительных цифр. За последние десять лет заболеваемость среди подрастающего поколения увеличилась чрезвычайно: детей - на 42%, подростков – на 64%, то есть каждый год этот показатель растёт на 4-6%! Особенно значительно ( на 80%) увеличилось число детей с патологией эндокринной системы: только детей с сахарным диабетом за последние годы стало почти в два раза больше. Если раньше на всю детскую поликлинику приходилось 3-5 таких пациентов, то сейчас их несколько на каждом участке. Большой рост числа болезней органов дыхания (у детей рост на 34%, у подростков - на 39%), пищеварения (на 77% и 50% соответственно), всё больше детей страдают от аллергических заболеваний, проблем опорно-двигательного аппарата, нарушений зрения. Ситуация очень тревожная - во взрослую жизнь выходят люди в большинстве своём больные.
- Нездоровье начинается очень рано. Прежде всего, это связано с проблемами, которые возникают в период внутриутробного развития – сейчас здоровых новорождённых очень немного – не больше 8-10%. Значимый вклад вносит негативное влияние окружающей среды - вода, воздух, пища, образ жизни. Мы мало двигаемся: и взрослые, и дети. Особо следует сказать о неправильном питании и заболеваниях, связанных с ним. Прибавьте к этому перегрузку, которую испытывают мальчики и девочки в школе, в кружках, секциях и т.д. В итоге количество детей, считающихся абсолютно здоровыми, очень невелико. Особенно тревожит то, что ухудшение состояния идёт, пока ребёнок учится в школе, и начинается этот процесс с первого класса. Если в 5-6 лет к группе абсолютно здоровых можно отнести более 20 процентов детишек, то в 15-17-лет - лишь 2 - 3%.
Требуется перезагрузка
- Выходит, школа отнимает у детей здоровье?
- Самая уязвимая группа – это первоклассники. По статистике, в течение первого года обучения в школе среди детей на 20 % увеличивается заболеваемость, во втором и третьем классе рост числа заболеваний несколько замедляется. Ребёнок из домашней обстановки, детсада, где он всеми любим, где он личность, попадает в школу, а там - новая атмосфера, новый коллектив, современные методы обучения. И самое главное – большая учебная (прежде всего психологическая) нагрузка. При этом страдают сердечно-сосудистая, пищеварительная, нервная, костно-мышечная, эндокринная системы, зрение. Это при том, что, по мнению врачей, подавляющее большинство современных детей по уровню психологического развития просто не готовы к систематическому обучению в школе. Так, по данным Роспотребнадзора РФ, готовность детей к первому классу за последние годы снизилась в пять раз по сравнению с 1970-80 гг. Дети не в состоянии выдерживать такие большие нагрузки, которые им предлагает современная система образования.
- То есть у них элементарно не хватает времени жить?
- Порой нагрузки учеников достигают 15-16 часов в день. Сорок процентов школьных программ рассчитаны на одарённых детей, и основная масса ребят – 90% испытывает трудности в их усвоении. Кроме того, в некоторых школах мебель не соответствует возрасту, плохо организованы занятия физкультурой, а горячее питание еще нередко заменяется буфетной продукцией.
Из-за того, что детям приходится много времени тратить на домашние задания, они мало двигаются. По подсчётам учёных, более половины подростков вообще не бывает на свежем воздухе после школы. Ещё 28 % тратят на приготовление домашних заданий примерно три часа, 12,8% - четыре, а 4,4% - пять часов. Большая часть школьников – 73,7% сидят за письменным столом по 3-5 часов подряд. В итоге школьники 16-18 часов в сутки почти не двигаются, то есть или сидят, или лежат. О каком здоровье может идти речь?
Мы, педиатры, постоянно сталкиваемся с «перегруженными» детьми. Бывают случаи, когда мы предлагаем маме на пару дней положить болеющего ребёнка в стационар на обследование. Она отказывается, аргументируя тем, что ребёнок отстанет от школы. На чашу весов ставится успеваемость и здоровье. Пропустить школьные занятия боятся и дети, и их родители. О проблеме много говорят и педиатры, и врачи-гигиенисты, и, тем не менее, ничего не меняется. Наоборот, вводятся дополнительные занятия, всех пугают ЕГЭ. Такая нервозная ситуация, конечно, не может не сказаться на здоровье детей.
«Повернитесь к ребёнку лицом»
- Что могут и должны делать родители, чтобы помочь детям?
- Психологи говорят: до школы ребенок должен жить в мире сказок, добра, искренних человеческих отношений и без перегрузок. У него должно быть время свободно играть, общаться, а не ходить из одного кружка в другой. Надо говорить родителям: «Отдайте субботу и воскресенье своим детям, чтобы они могли побыть на свежем воздухе, испытать радость от общения с вами!». Здоровый ребёнок в любом возрасте должен хотеть всего две вещи: есть и гулять.
Что происходит сейчас? Семья вечером собирается дома, как правило, у телевизора или компьютера. Раннее привлечение детей к гаджетам, телевизоры и компьютеры в повседневной жизни – наш бич. Вот мама с удовольствием и говорит: «Моему сыну всего два года, а он уже пальчиком тычет в планшет». Нередки случаи, когда у ребёнка формируется компьютерная зависимость.
- Многие родители увлекаются ранним развитием, куча кружков, спортсекций, детей в школу пораньше отдают. Стоит ли это делать?
- Прежде всего, ребенок должен ходить на занятия с большим удовольствием. Желательно, чтобы они проходили на свежем воздухе. Не стоит отводить 6-летку в школу, подождите хотя бы год. Позднее устройство лучше раннего, иногда даже полгода имеет значение – пусть малыш наиграется, окрепнет, повзрослеет.
Кроме того, если вы хотите, чтобы ваши сын или дочь занимались спортом, подойдите к этому разумно. Сначала нужно посоветоваться с врачом – какой вид спортивных занятий и с какого возраста выбрать для вашего ребенка. Медицинский контроль и разрешение врача при оформлении в спортивную секцию обязательны.
То же и в отношении возрождённой системы ГТО. Считаю, что это важный и полезный шаг, но он должен быть сделан грамотно, под контролем врача и без последствий для здоровья ребёнка – у нас сейчас слишком много больных детей.
- Кстати, о разумном подходе. Офтальмологи бьют тревогу: близорукостью страдают уже дошкольники. Но при этом Минобрнауки РТ активно вводит электронное образование, интернет-дневники, интерактивные доски…
- Еще лет пять назад система образования и здравоохранения работали в гораздо более тесном контакте, чем сейчас. Помню, месяца не проходило без совместного совещания. Теперь такого нет. Врачи-педиатры постоянно говорят о состоянии здоровья детей в школе. Но это должно стать предметом заботы и системы образования тоже. Была в Республике программа, касающаяся здоровья школьников. Не думаю, что она дала какие-либо ощутимые результаты - снижения заболеваемости пока нет. Надо срочно искать выходы из сложившейся ситуации: больное молодое поколение не может родить в будущем здоровое потомство. И совместными усилиями врачей, педагогов и родителей помочь детям вырасти здоровыми.